Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Английская литература - Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Великий английский писатель Чарльз Диккенс (1812- 1870) родился в городке Лендпорте, предместье Портсмута, в семье чиновника морского ведомства Джона Диккенса. В 1823 г. семья переехала в Лондон, который впоследствии Диккенс описал во многих своих произведениях. Отец будущего писателя не мог обеспечить благополучное существование своей многочисленной семье. В столице дела его окончательно пошатнулись, и он попал в долговую тюрьму. Маленькому Чарльзу пришлось оставить школу и поступить рабочим на фабрику по производству ваксы, где он занимался однообразным изнурительным трудом. В автобиографическом романе "Дэвид Копперфилд" писатель расскажет потом о страданиях мальчика Дэви, прообразом которого был он сам, а в должнике Микобере нетрудно узнать его отца. Только небольшое наследство, неожиданно полученное отцом Чарльза, позволило мальчику оставить фабрику и снова поступить в школу.

В 30-х гг. XIX в. в различных лондонских газетах все чаще стали появляться очерки и фельетоны, подписанные псевдонимом Боз. В них нашла отражение жизнь Лондона, его улиц и закоулков, фешенебельных кварталов и жалких трущоб, в которых жили вечно спешащие люди, богатые и бедные, веселые и грустные... Эти публикации и составили первую книгу Диккенса "Очерки Боза" (1836). Жанр очерка позволял Диккенсу оперативно откликаться на волновавшие его вопросы, которые ставила жизнь, но рамки очерка ограничивали его возможности.

Написанию первого романа помог случай. Художник Сеймур нарисовал серию карикатур, изображавших приключения членов некоего вымышленного клуба. Издатели предложили Диккенсу сделать под этими карикатурами веселые подписи. Он согласился и, увлекшись этим замыслом, вместо подписей написал один из самых смешных и веселых романов в истории мировой литературы - "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1836-1837), а рисунки Сеймура и другого художника - Физа послужили иллюстрациями к этой знаменитой книге. Ее успех был невероятен. Имя автора было у всех на устах. Роман начал выходить отдельными выпусками. Первый выпуск разошелся всего лишь в 400 экземплярах, а последний, пятнадцатый, перевалил за 400 000 экземпляров.

Солидный английский джентльмен средних лет мистер Пиквик вместе со своими друзьями Уинклем, Тапменом и Сногдрассом в один из солнечных майских дней отправились в путешествие по дорогам Англии. Их странствия, полные всяких приключений и недоразумений, и составляют содержание "Посмертных записок Пиквикского клуба". Но Диккенс не ограничивается только описанием поездки членов клуба. Создавая образ Пиквика, он наделяет его положительными качествами. Вызывают симпатии и другие персонажи: никогда не унывающий Сэм Уэллер - слуга Пиквика, чья речь полна народного юмора и здравого смысла, отец Сэма - старший Уэллер. Оба они воплощают демократические идеалы автора книги. Сэм Уэллер - это своего рода Санчо Панса Пиквика. В нем писатель воплотил многие лучшие черты человека из народа: сметливость, находчивость, душевную отзывчивость, бескорыстие, независимость духа, неиссякаемую веселость. Особенно любит Сэм изрекать свои сентенции, облеченные в форму афоризмов, вроде: "Сперва дело, потом удовольствие, как говорил король Ричард III, когда заколол другого короля в Тауэре, раньше, чем придушить детей". Или: "В путь так в; путь, как сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост".

А вот образец юмора Уэллера-старшего, который советует своему сыну Сэму никогда не жениться: "Но если вы, мой сын, почувствуете когда-либо расположение жениться, то отравитесь, прежде всего, мой мальчик, отравитесь, мой сын, и вы впоследствии об этом не пожалеете".

Описывая веселое путешествие Пиквика и его друзей, Диккенс обличает теневые стороны английской действительности, нравы буржуазного общества. Членам Пиквикского клуба автор противопоставляет пройдох и вымогателей Додсона и Фогга, светскую львицу Лео Хантер, авантюриста Джингля.

В некотором отношении этот веселый роман Диккенса напоминает произведения Филдинга. Но в то же время он отличается от них тем, что, по словам исследователя творчества Диккенса Т. И. Сильман, это роман-идиллия, художественную силу которого составляют "абстрактные, общечеловеческие, идеальные качества", которыми герои диккенсовского романа "отличаются от реальных, исторически определенных людей их эпохи".

После "Посмертных записок Пиквикского клуба" Диккенс приступил к написанию социальных романов, в которых он, по его собственным словам, обратился к "безбрежному океану человеческих страданий". В этих романах ("Приключения Оливера Твиста", 1837-1838; "Жизнь и приключения Николаса Никльби", 1838-1839; и др.) автор рассказывает о страданиях и нищете народных масс, поднимает острые социальные проблемы.

В романе "Приключения Оливера Твиста" рассказывается о тяжелых жизненных испытаниях, выпавших на долю мальчика, родившегося в работном доме. Это произведение явилось откликом на принятый в Англии жестокий закон о работных домах, которые представляли собой настоящие тюрьмы, куда насильно поселяли безработных.

Первые страницы романа посвящены описанию одного из таких работных домов. В нем царят страшные порядки. Не выдержав мучений, Оливер убегает и попадает в район лондонских трущоб, где ютится беднота и вольготно чувствуют себя грабители, аферисты и бандиты.

Вскоре Оливер попадает в воровскую школу, которой руководит бывшрй вор Феджин. Оливер Твист сталкивается там с различного рода преступниками. Однако вором мальчик так и не стал в силу врожденного у него чувства справедливости и доброты.