Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Английская литература - Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Оливеру удалось вырваться из мира преступников и найти приют у добряка Браунлоу, который, как выяснилось, был другом отца мальчика.

В романе "Приключения Оливера Твиста" имеется явное противоречие между философским замыслом автора и той реальной действительностью, которая нашла правдивое отражение в книге. Еще в своем первом сочинении "Посмертные записки Пиквикского клуба" Диккенс выразил уверенность в торжестве добра в жизни, полагая, что добро - это синоним счастья. В книге "Приключения Оливера Твиста" происходит разрыв между понятием добра и понятием счастья. В мире, где жил Оливер (работный дом и лондонские трущобы), все доброе и справедливое обречено было на страдание. Где же, по мнению Диккенса, источник добра? Он в душе ребенка. Писатель находит в мальчике неиспорченное существо, которое остается чистым, несмотря на все жизненные передряги.

Роман "Жизнь и приключения Николаса Никльби" Диккенс посвятил разоблачению порядков, царивших в то время в английских школах для бедных детей. В печати то и дело появлялись статьи об издевательствах над детьми в школах Иоркшира. Диккенс отправился туда, чтобы изучить факты на месте. То, что он там увидел, его буквально потрясло. Об этом писатель и рассказал в своем романе.

Героем этого произведения является честный юноша Николас, который после смерти отца ищет поддержки у своего богатого дяди Ральфа Никльби. Но дядя меньше всего думает о своем племяннике. Он без особого желания устраивает Николаса помощником учителя в школу для бедных детей и сирот некоего Сквирса. Этот, с позволения сказать, педагог без зазрения совести обирает детей, присваивая себе почти все, что выделяется для их содержания. Живут дети впроголодь. Их жестоко избивают. Никаких знаний они, конечно, не получают.

Николас Никльби, столкнувшись со страшными порядками в школе, вступает в конфликт с "педагогической" системой Сквирса, а потом порывает с ним. В дальнейшем Николасу пришлось пройти через множество тяжелых испытаний, пока он не встретился с братьями Чирибл. Носителями добра в романах Диккенса выступают разные люди, вне зависимости от их социального положения, в данном романе - это братья Чирибл.

В начале 1842 г. Диккенс, ставший к тому времени широко известным писателем, принял приглашение тамошних издателей посетить США. Поездка имела важное значение для его творческой эволюции, а также позволила взглянуть на свою страну с некоторой дистанции. Впечатления от пребывания в Америке писатель изложил в книге путевых очерков "Американские заметки" (1842) и в романе "Мартин Чезлвит" (1843-1844).

В 40-е гг., в условиях нового экономического кризиса, Диккенс создал целый ряд произведений под общим названием "Рождественские рассказы", в которых с горечью говорил о продолжавшемся ухудшении жизни народных масс в Англии. Наряду с критикой общественных порядков автор пытается найти компромиссный выход из создавшегося положения и призывает к благотворительности. Однако эта проповедь идей альтруизма и классового мира, выраженная в "Рождественских рассказах", была явно несостоятельна и не могла помочь сотням тысяч обездоленных и угнетенных.

Роман "Домби и сын" (1846 - 1848) открывает новый период в творчестве Диккенса. Бесспорной удачей автора является созданная его воображением колоритная фигура коммерсанта Домби, внешние и внутренние качества которого вполне соответствуют сложившемуся представлению о крупном дельце из делового и финансового центра Лондона - Сити.

Домби - холоден, черств, высокомерен, эгоист до мозга костей. Ничто человеческое, если только оно не касается барышей, его не волнует. Домби абсолютно уверен, что земля создана лишь для его торговой фирмы, а солнце и луна необходимы, чтобы освещать ее. Дом, в котором он живет, огромен, пуст, от него веет холодом и печалью.

Домби мечтает о рождении сына, который мог бы унаследовать после него дела фирмы. Правда, у него есть дочь Флоренс, но он ее не любит, называя "фальшивой монетой". Что толку от нее, рассуждает Домби, дочь выйдет замуж, сменит фамилию отца на фамилию мужа, уйдет в чужую семью. Она - бесполезная для фирмы вещь.

Наконец родился долгожданный сын, которому можно будет вручить бразды правления фирмой. Когда жена Домби умирает, это печальное обстоятельство мало его беспокоит. Жена выполнила свои обязательства в сделке, называемой буржуазным браком,- родила ему наследника Поля, и теперь, полагает Домби, может отправиться в мир иной. В дальнейшем жизнь наносит Домби один удар за другим. Сначала умирает его маленький сын Поль. После его смерти покидает отчий дом Флоренс. И наконец, Эдит, вторая жена Домби, сбежала от него с управляющим, который к тому же разорил его.

Миру Домби и ему подобных противопоставлен в романе другой мир - бедных, но честных и благородных людей, которые приходят на помощь Флоренс и дают ей приют. Это - машинист Тудль и его жена, добрый дядюшка Джилс и отзывчивый молодой человек Вальтер Грей, за которого и выходит замуж Флоренс.