Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Английская литература - Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Что же касается самого Домби, то он, вконец разорившийся и духовно надломленный, примиряется со своей дочерью и становится нежным отцом и любящим дедушкой. Таким образом, в произведении показана эволюция главного героя от плохого к хорошему, но в художественном отношении она дана не очень убедительно, и благополучная концовка романа носит ярко выраженный морализирующий характер.

В этом романе Диккенс показывает, что собственническая психология не всесильна. Деньги не смогли спасти от смерти сына Домби, не смогли заставить Эдит любить его. Автор мечтает о таком обществе, где отношения между людьми строились бы не на власти денег, а на доверии, уважении и гуманности.

В творчестве английского писателя значительное место занимает его роман "Тяжелые времена" (1854). Действие этого произведения происходит в разгар чартистского движения в вымышленном промышленном городе Коктауне. "То был город машин и высоких труб, из которых бесконечные дымовые змеи тянулись и тянулись и никогда не свертывались на покой... Он состоял из нескольких больших улиц, очень похожих одна на другую, населенных людьми, которые точно так же были похожи один на другого, входили и выходили в одни и те же часы, с одним и тем же шумом, по одним и тем же мостовым, для одной и той же работы, и для которых каждый год был двойником прошлого и следующего".

В этом городе противопоставлены друг другу два мира - мир капиталистов и мир рабочих. Первый представлен хозяином завода Баундерби и теоретиком философии утилитаризма школьным попечителем Гредграйндом, второй мир олицетворяют рабочие Блекнул и Слэкбридж.

Баундерби - "огромный человек, с громким голосом, с пристальным взглядом и металлическим смехом", любит хвастаться своим низким происхождением и часто повторяет, что он "родился в канаве". Но тем не менее он не любит и не жалеет рабочих своего завода. Они для него лишь люди, которых следует жестоко эксплуатировать и выжимать из них все соки для своего обогащения. Это и заставляет рабочих организовать на заводе забастовку.

Для Томаса Гредграйнда самое главное в жизни расчет и статистика. "Томас Гредграйнд, сэр. Человек действительности. Человек фактов и цифр. Человек, который действует по принципу, что дважды два - четыре и ничего больше, и которого вы не уговорите признать еще что-нибудь, кроме этого... Всегда с линейкой и весами и с таблицей умножения в кармане, сэр, готовый взвесить и измерить любой клочок человеческой природы и сказать вам точно, на что он годен. Это вопрос исключительно цифр, простая арифметическая задача". Другими словами, все в мире оценивается с точки зрения голого расчета и личной выгоды. В школе, где преподает Гредграйнд, он обучает учеников в духе своих педагогических принципов. Следуя утилитарному принципу и своекорыстному практицизму Гредграйнда, его ученик Битцер становится ловким и черствым дельцом, его родной сын Томас совершает преступление, а дочь Луиза, выйдя замуж по совету отца за грубого Баундерби, не смогла с ним ужиться, и жизнь ее была разбита.

Симпатии автора находятся на стороне рабочего Стивена Блекпула. Это человек честный, прямой и трудолюбивый. Он пытается твердо отстоять свои убеждения в конфликте с хозяином завода, но он не сторонник революционной борьбы, а склонен идти на компромисс. Другой же рабочий - Слэкбридж, к которому Диккенс относится с явной неприязнью, представлен автором демагогом.

В последние годы жизни в произведениях Диккенса усиливаются детективные элементы и запутанные сюжеты.

Диккенс вошел в мировую литературу как писатель-юморист. Действительно, стихия юмора буквально пронизывает его произведения. Язык сочинений Диккенса отличает богатство оттенков. Писатель любил использовать каламбуры, афоризмы, необычные словесные обороты, игру слов.

Перечитывая романы Чарльза Диккенса, мы ощущаем, что они сливаются в одно произведение, которое является как бы зеркалом, где отражается не только мир викторианской Англии, но и мир прекрасной души самого Диккенса.