Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Английская литература - Уильям Теккерей

Уильям Теккерей
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




скоба пластиковая для крепления кабеля

Совсем иначе сложилась жизнь у Эмилии Седли. Ей не приходится думать о пяти тысячах фунтов в год, по той простой причине, что она родилась в богатой семье и ни в чем не нуждается. Да и характер у нее совсем иной, чем у ее подруги. Эмилия - спокойная, нежная, добрая. У нее лишь одна забота: добиться расположения ее возлюбленного Осборна, без которого она не представляет свою жизнь.

Целая галерея снобов из высших слоев английского общества проходит перед нами на этом "базаре житейской суеты" (так переводилось название романа в первых его русских изданиях). К ним Теккерей относится с убийственной иронией и силой своего сарказма пригвождает их к позорному столбу. Он обличает, как бы умело они ни маскировались, своекорыстие, себялюбие - словом, те пороки, что царят и правят на ярмарке тщеславия.

"Ярмарка тщеславия" имеет подзаголовок "Роман без героя". Это надо понимать так, что в произведении нет положительных героев. На первый взгляд может показаться, что такими являются Эмилия Седли и молодой честный человек Доббин, за которого она выходит замуж после гибели Осборна.

Действительно, они во многом отличаются от других персонажей романа: никого не обманывают, не хитрят и не лицемерят. Однако сам автор не счел возможным отнести их к положительным героям.

В письме к критику Роберту Беллу Теккерей писал: "...если бы я сделал Эмилию существом более высокого порядка, то в любви к ней Доббина не было бы ничего суетного, в то время как теперь создается впечатление, что он остался в дураках, что он женился на пустеньком ничтожестве и потом убедился в своем заблуждении..."

У самого автора не было четких и ясных идеалов, которые он мог бы противопоставить развращенному миру отрицательных персонажей "Ярмарки тщеславия". Горечью и печалью проникнут этот, сатирический роман. Теккерей, определяя тональность и подтекст романа, писал в указанном выше письме к Беллу: "Я хочу, чтобы все в конце этой истории были недовольны и несчастны - как и все мы должны быть в наших собственных и всех прочих историях..."

В романе "Ярмарка тщеславия" много авторских отступлений. Писатель подчеркивает, что "жизнь - это кукольный театр", в котором сам он принимает участие в роли Кукольника. Он не хочет кого-либо поучать, его задача - фиксировать события и говорить правду.

В историческом романе "История Генри Эсмонда" (1852) описывается жизнь дворянина Эсмонда, тесно связанная с событиями при дворе королевы Анны. Теккерей разоблачает правящие классы, враждебные интересам народных масс. Резко критикует он грабительские войны, которые вела в XVIII в. правящая верхушка страны. Роман написан в форме мемуаров заглавного героя. Участник многих военных событий, Генри Эсмонд переселяется затем в Америку и живет там как владелец крупной плантации в Виргинии. О дальнейшей судьбе Эсмонда и его внуков рассказывается в романе "Виргинцы".

Семейно-бытовой роман "Ньюкомы" повествует о трех поколениях английской семьи, члены которой занимали разное положение на ступенях социальной лестницы. Пожалуй, более всего удался Теккерею образ положительного героя полковника Ньюкома, наделенного автором многими благородными чертами. В своё время Н. Г. Чернышевский высоко оценил этот образ, отметив, что "создать полковника Ньюкома - это истинный подвиг в искусстве".

Резко осуждая корысть и эгоизм правящих классов Англии, Теккерей не смог противопоставить своим отрицательным персонажам столь же убедительные в художественном отношении положительные образы людей из народа. Сам писатель не видел выхода из создавшегося положения, которое он назвал "отвратительным и нелепым".