Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Немецкая литература - Генрих Гейне

Генрих Гейне
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В истории немецкой и мировой литературы Генриху Гейне (1797-1856) принадлежит одно из самых значительных мест. Замечательный поэт и публицист, Гейне был, по словам Белинского, "энтузиастом свободы". Он смело и решительно критиковал феодально-монархические порядки в Германии, обличал милитаризм, бичевал произвол и насилие. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили лучшие произведения немецкого поэта, отмечали его замечательный талант, подчеркивали общественную значимость его творчества.

В то время, когда Генрих Гейне вступил в литературу, Германия была отсталой в политическом и экономическом отношении страной. Царившие в ней феодальные порядки тормозили ее развитие. Разделенная на тридцать шесть отдельных мелких государств, Германия являлась оплотом феодально-монархической реакции. Страной управляли князья-деспоты, о которых Ф. Энгельс писал, что их наиболее позорным преступлением был "самый факт их существования".

Родители будущего поэта, отдавая своего сына учиться в Дюссельдорфский лицей, видели в нем крупного торгового или финансового деятеля, или, как любила говорить его мать, он должен был сделаться "денежной державой". Юный Гейне увлекался приключениями "рыцаря печального образа" - Дон-Кихота, следил за похождениями Гулливера и, захватив с собой томик Шиллера, любил бродить по цветущим берегам Рейна - "прелестной страны, полной любви и солнечного света".

В 1815 г. отец отвез Генриха во Франкфурт-на-Майне, чтобы посвятить его дальнейшую жизнь торговой деятельности. Но поскольку будущий поэт, оставшись без присмотра, явно манкировал своими торговыми занятиями, было решено отправить его в Гамбург под бдительное око дяди-миллионера, известного немецкого банкира.

Три мрачных года своей жизни провел Генрих Гейне в Гамбурге, занимаясь ненавистными ему торговыми и финансовыми делами. Здесь он испытал и первое неразделенное чувство любви к двоюродной сестре Амалии, которой он посвятил целый ряд своих лучших лирических стихотворений. В Гамбурге в 1817 г. он публикует свое первое стихотворение.

В 1819 г. Генрих Гейне, доказав к тому времени полную неспособность к коммерческим делам, поступает на юридический факультет Боннского университета, но вскоре переводится в Берлинский, затем в Геттингенский университет, где спустя несколько лет получает ученую степень доктора прав.

Свой творческий путь Генрих Гейне начал как романтик. Но он не уходил в прошлое, не увлекался мистицизмом, не погружался в мир беспочвенной фантастики. Поэт живо чувствовал реальную действительность, уделял внимание общественным проблемам, широко использовал устное народное творчество, постепенно приближаясь к реалистическому методу отображения жизненных явлений.

Излюбленным приемом, к которому часто прибегал поэт, являлась ирония. Она помогала Гейне противопоставить романтическому вымыслу прозу настоящей жизни.

Изданный в 1827 г. сборник "Книга песен" включает в себя стихи, написанные поэтом в первое десятилетие его творческой деятельности. По словам самого автора, основной темой этого сборника является любовь. Однако значение этого сборника не ограничивается только рамками любовной тематики, оно заключается прежде всего в том, что поэт обращается здесь к важным социальным проблемам.

Характерной особенностью "Книги песен" является широкое использование поэтом фольклорных мотивов. Гейне внимательно изучал народные песни и баллады, используя в своем творчестве их форму, размер и ритмы. Многие стихотворения, вошедшие в "Книгу песен", получили широкое распространение. Таково, например, стихотворение о Лорелее ("Не знаю, что стало со мною..."). В нем поэт рисует образ легендарной Лорелеи, "девушки дивной красы", которая своим чудесным пением завлекает к себе юношей, плывущих по Рейну.

В "Книге песен" лирический талант Гейне представлен во всем многообразии и богатстве поэтических средств. Здесь и чудесные стихи о любви, проникнутые неподдельным и искренним чувством, и ритмические стихи, передающие рокот Северного моря, столь любимого поэтом, и блестящие образцы пейзажной лирики, и, наконец, стихи, в которых брызжет и сверкает несравненный гейневский юмор. Многие стихотворения поэта были переложены на музыку и стали популярными романсами. Таков, например, известный романс "Хотел бы в единое слово", в в котором с необыкновенной задушевностью переданы тончайшие любовные переживания.

Четкость и конкретность поэтических образов, краткость и в то же время динамичность небольших стихотворений, разнообразие размеров и ритмов, совершенство художественной формы, яркий, богатый, сочный язык, блестящее остроумие, меткость характеристик - все это позволяет причислить сборник "Книга песен" к лучшим образцам мировой лирики.