Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Немецкая литература - Генрих Гейне

Генрих Гейне
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Тема социального протеста звучит в четырехтомном прозаическом произведении Генриха Гейне - "Путевые картины" (1826-1831).

B сентябре 1824 г. студент Геттингенского университета Гейне отправился в путешествие по Германии. Он обошел пешком многие ее города - Йену, Веймар, Эрфурт, Аахен, Кельн и другие места. Но особенно привлекли его живописные склоны Гарца. Поэт поднялся на горную вершину - внизу перед ним, точно зеленое море, колыхался чудесный лес. Было раннее утро. Начинался рассвет. Меж гор в лучах восходящего солнца блестели зеленые долины. Пели птицы. "И казалось, что кругом говорили деревья, звенели лучи солнца, плясали луговые цветы и голубое небо принимало в объятие зеленую землю" - так писал Гейне, любуясь красотой природы, которой он уделил немало ярких страниц своей книги "Путешествие на Гарц" - первого тома "Путевых картин". Позади остался пыльный и скучный Геттинген, известный "своими колбасами и университетом".

Жители этого города, по словам Гейне, делятся на студентов, профессоров, филистеров и скотов. Причем сословие скотов - преобладающее. Что касается геттингенских филистеров, то число их должно быть очень велико: их - "как песку или, лучше сказать, как грязи на берегу моря".

"Путешествие на Гарц" проникнуто едкой иронией автора по отношению к миру феодальной реакции. Используя жанр путевых очерков, Гейне подвергает резкой критике и осмеянию многие стороны тогдашней немецкой действительности. Отточенные стрелы своего сарказма автор направляет и против националистов, рисуя сатирический портрет одного из них, который с виду напоминает "дурака в натуральную величину".

Подвергая уничтожающей критике феодальные порядки Германии, высмеивая всех тех, кто был их верными защитниками, Гейне в то же время не видел еще конкретных идеалов, которые он мог бы противопоставить миру феодально-клерикальной реакции.

Во втором томе "Путевых картин" Гейне приветствует Французскую революцию.

В основу третьего тома положены впечатления автора от путешествия по Италии, а в четвертом - речь идет о его пребывании в Англии.

Свободолюбивые мотивы "Путевых картин" и их критическая направленность встретили враждебное отношение со стороны представителей феодальной реакции. Во многих германских государствах книга была запрещена. Дальнейшая литературная деятельность Гейне в Германии становилась затруднительной.

Весной 1831 г. поэт приехал в Париж. Находясь во Франции, он внимательно следил за общественной обстановкой на родине. Это нашло отражение в памфлете "Людвиг Берне" (1840) и сатирической поэме "Атта Тролль" (1841).

Крупнейшим событием в творческой жизни немецкого поэта была встреча с Карлом Марксом в декабре 1843 г. Здесь, в Париже, Маркс близко сходится с Гейне и оказывает на него благотворное влияние.

В 40-е гг. Генрих Гейне создает лучшие образцы своей политической лирики - сборник "Современные стихотворения" (1844) и поэму "Германия" ("Зимняя сказка", 1844). Эти произведения свидетельствовали о том, что Гейне вступил на путь реализма, сумев отразить в лучших стихах новый революционный подъем, предшествовавший революции 1848 г.

В стихотворении "Тенденция" из этого сборника поэт пишет:

Будь не флейтою безвредной, 
Не мещанский славь уют,-
Будь народу барабаном, 
Пушкой будь и будь тараном, 
Бей, рази, громи победно!

Перевод В. Нейштадта

Они перекликаются с другими политическими стихами, в которых Гейне, наряду с резкой критикой старой Германии, говорит о неизбежности революции.

В известном стихотворении "Силезские ткачи" поэт выразил мысль о том, что рабочие являются могильщиками старого мира и что они ткут для него саван, вплетая в него тройное проклятие:

Угрюмые взоры слезой не заблещут! 
Сидят у станков и зубами скрежещут: 
"Германия, саван тебе мы ткем, 
Вовеки проклятье тройное на нем. 
Мы ткем тебе саван!"

Перевод В. Левика

Суровый ритм этого стихотворения, неумолимо грозный рефрен "Мы ткем тебе саван" как бы передают грозное предостережение, гнев и ненависть рабочих к своим угнетателям.

Важно отметить, что оценка Гейне силезского восстания ткачей во многом совпала с той политической оценкой, которую дал этому восстанию Карл Маркс в газете "Форвертс". Фридрих Энгельс, характеризуя эту песню Гейне, которую он перевел на английский язык, писал, что она "является одним из самых сильных поэтических произведений, известных мне...".

Крупнейшим произведением Генриха Гейне, вершиной его творчества является замечательная поэма "Германия" ("Зимняя сказка"), написанная поэтом под впечатлением поездки на родину в 1843 г.

Резкая критика старой Германии, присутствующая во многих политических стихотворениях Гейне, достигает в этой поэме необычайной силы и остроты. Объектом сатиры поэта становится не только феодальная реакция, но и прусский милитаризм с его попыткой превратить весь мир в казарму.