Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Польская летература

Польская летература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Художественная выразительность в изображении крестьян и крепостной деревни явилась результатом пристального изучения Крашевским народной жизни, народной психологии. "Мысль о создании крестьянских картин,- писал Крашевский,- появилась в связи с моим пребыванием в деревне и сближением с крестьянством... На протяжении двадцати лет я постоянно соприкасался с народом, наблюдая, слушая, вызывая рассказы". А своеобразным литературным генезисом этих произведений стал художественно-публицистический цикл "Воспоминания о Полесье, Волыни и Литве" (1842)-творческий итог путешествий Крашевского, в частности по белорусскому Полесью, в то время почти недоступному из-за болот и плохих дорог.

В этих очерках много внимания уделяется описанию повседневной жизни, социально-экономического положения белорусских и украинских крестьян, которые были крепостными польских панов. Очерковая манера присуща повестям Крашевского. Некоторые зарисовки деревни, крестьянской избы и ее убогого интерьера, содержавшие этнографические черты, перешли в повести прямо из очерков. "Где Крашевский рисует с натуры, где он является живописцем, там он поражает верностью! и силой своих картин",- подчеркивал Д. И. Писарев.

В период работы над повестями из крестьянской жизни Крашевский испытывал влияние польской демократической мысли, прогрессивных концепций искусства и народа (работы Э. Дембовского, Г. Каменьского). Впервые в его произведениях и в польской литературе в целом крепостной крестьянин становится центральным героем, а его душевный мир - достойным для художника предметом исследования. Утверждается значение "простолюдина" как человеческой личности вообще, его гражданское и национальное достоинство.

Впервые писатель так близко подходит к художественному постижению социальной сущности индивида, социальной обусловленности характера. Происходит соединение реалистического изображения общественных отношений и нравов с углубленной психологической концепцией героев.

В полесской повести "Уляна" традиционный для романтической литературы мотив несчастной любви крестьянки к пану претерпел знаменательную трансформацию. Крепостная крестьянка, главная героиня повести,- замужняя женщина, мать двоих детей, знает тяготы подневольной жизни, работает "наравне со скотом". Стремясь быть объективным, автор выбирает на роль "соблазнителя" не развратника, не мерзавца, а вполне порядочного человека. Тадеуш Мрозочиньский не питает к крепостным неприязни; он думает, что искрение увлекся Уляной и даже полюбил ее, но постоянно помнит при этом, что его любимая - "холопка", и черпает "уверенность в своем положении господина". С небывалым в польской литературе психологическим мастерством писатель прослеживает развитие чувств cвоиx героев - страстной, жертвенной любви Уляны и постепенно рассеивавшегося "любовного исступления" Тадеуша, которого начинают коробить натруженные руки любимой, заплаканные глаза, ее простые, страстные слова.

Автор этой повести был далек от представления некоторых польских писателей о крестьянине как веселом, несмотря на бедность, "мужичке", который смирился со своей участью. Его крестьянин - гордый, не желающий уступать панским прихотям, терпеть и молчать. Защищая свое человеческое достоинство, мстит пану муж Уляны Оксень - поджигает помещичью усадьбу. Крашевский работал над своими повестями в то время, когда крестьяне все смелее начинали заявлять о своих правах, социальных и моральных. Не поощрявший "мятежи", веривший в то, что справедливое общество способно возникнуть без катастроф и насилий, писатель показал зреющий протест трудового люда.

Во всем цикле повестей панский двор и усадьба выступают как два антагонистических лагеря. Но если в "Уляне" противопоставление жизни пана и крепостного встречается только в отдельных эпизодах, то в "Остапе Бондарчуке" оно проводится через всю повесть. Конфликт между выходцем из крестьян и представителем родовитой аристократии, считавшей себя вправе полностью распоряжаться жизнью подчиненных ей людей, носит социальный характер.

Благодаря счастливому случаю крепостной мальчик-сирота Остапек получил возможность учиться. Дипломированный доктор Остап Бондарчук, эрудированный, тактичный, с благородными манерами, остается для графа "хамом". Ярый крепостник и мысли не допускает о таланте или достоинстве мужика:

"Кровь, благородная кровь, чистая порода - вот порука! А из людей низкого происхождения ничего порядочного не выйдет".

Автор ярко обрисовал быт, реалистически воссоздал общественно-экономические отношения. Положение крестьян усугубляется вследствие капитализации помещичьего хозяйства. Изнуренные тяжким трудом, они преждевременно стареют и гибнут на работах, забрасывают свои бедные хозяйства, потому что должны отрабатывать барщину. Граф же, немилосердно эксплуатировавший крепостных, обобщается, открывает новые фабрики.

Не забывая о своем плебейском происхождении, гордясь им, Остап мечтает о справедливой жизни. Его не радует возможность личного освобождения, он чувствует долг перед всей деревней, однако оказывается способным только на пассивный протест. Жестокому миру писатель противопоставляет гуманизм и молчаливый стоицизм своего героя. Он бежит на хутор, где живет, как все крестьяне, лечит их, находя утешение в труде и религии. Тем не менее, повесть "Остап Бондарчук", показавшая интеллектуальные возможности и богатые душевные качества крестьянина, явилась ярким антикрепостническим произведением, прямым вызовом реакционерам.