Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Век гуманизма

19 век - Век гуманизма
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Этим социальным изменениям сопутствовали и существенные сдвиги в литературном процессе. Во Франции в начале века А. Виньи, А. Ламартин, В. Гюго, Ж. Санд создают яркие страницы романтической литературы. В 20—30-е годы появляются произведения Мериме, Стен­даля, Бальзака, в которых формируются принципы реалистического отражения жизни. Реализм в литературе США завоевывает господст­вующие позиции лишь к концу XIX в., хотя начало его формирования относится к середине столетия.

При том, что в первой трети XIX столетия во многих странах Европы основным литературным направлением является романтизм, было бы заблуждением полагать, что до 1830 г. в европейских литера­турах существовало только романтическое направление. В некоторых национальных литературах в начале XIX в. в силу ряда условий были еще живы традиции литературы Просвещения (Германия, Польша). Сложной и пестрой с точки зрения творческих методов была картина борьбы литературных направлений во Франции 20-х годов.

Позднее, после Июльской революции, литературный процесс в этой стране складывается в основном как синхронное развитие реализма в его величайших достижениях в творчестве Мериме, Стендаля, Бальзака, Флобера и в не менее значительных завоеваниях романтической лите­ратуры в произведениях Ж. Санд и В. Гюго. Современником лейкистов, Байрона и Шелли был поэт Крабб — суровый бытописатель англий­ской деревни, творчество которого носило определенные черты про­светительского реализма.

Исход романтизма в 30-е годы в Германии сопровождался одно­временно в различной степени выраженными реалистическими тен­денциями в творчестве Бюхнера. Революционно-демократическая литература 40-х годов в Германии, отмеченная совершенно определен­ными реалистическими чертами, несла в себе вместе с тем в лирике Веерта, Гервега и Фрейлиграта ясно выраженное революционно-романтическое начало.

В то же время творческий метод некоторых крупных писателей развивается в направлении от романтизма к реа­лизму (Г. Гейне, Д.Г. Байрон, П.Б. Шелли). Следовательно, при преимущественном развитии романтизма в первой трети столетия и реализма после 1830 г. следует иметь в виду процесс более или менее постоянных контактов различных художественных методов и направ­лений, их взаимное обогащение.

Таким образом, периодизация историко-литературного процесса XIX в. в европейских странах представляется следующей: первый этап с 1789 по 1830 г., второй этап —с 1830 по 1871 г.; второй этап, в свою очередь, делится на два периода: 1830—1848 гг. и 1848—1871 гг. Эта общая схема развития литературного процесса XIX в. в европейских странах отнюдь не является универсальной. Она существует с различ­ными, порой значительными хронологическими отступлениями, оп­ределяющимися национальной спецификой общественно-политичес­кого развития той или иной страны, но в то же время отражает действительный ход литературного процесса, указывает на общие его закономерности.

В основе романтизма лежит идеалистическое мировоззрение, развивавшееся преимущественно в направлении от субъективного идеализма к объективному. Идеалистический порыв к бесконечному как одна из характеристик идейно-эстетических позиций романтиков яв­ляется реакцией на скептицизм, рационализм, холодную рассудочность Просвещения. Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу.

Иенские романтики, в частности, А. Шлегель, выражали стремле­ние ко всеобщности явлений, к универсализму. Этот романтический универсализм сказался и в социальном утопизме романтиков, в их утопических мечтах о торжестве идеалов гармонии во всем человече­ском обществе.

«В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца», — писал Белинский, определяя один из основных при­знаков романтизма, отличающий его от мировосприятия и художест­венного метода просветителей.

В самом деле, герой в художественных произведениях романтиков, в отличие от просветителей и классици­стов, из объекта приложения внешних сил становится субъектом, формирующим окружающие обстоятельства. Проблема личности ста­новится для романтиков центральной, вокруг нее группируются все остальные аспекты их идейно-эстетических позиций. В исходных положениях романтической эстетики познание мира — это прежде всего самопознание.

Позднее в эстетике романтиков утверждается весьма существенный тезис о так называемом местном колорите, т. е. об описании внешней обстановки (Гюго, Нодье, отчасти Байрон). Но и у этих романтиков личности отводится главное место. Природа, любовь — разработка этих проблем была для романтиков путем познания и раскрытия сущности феномена человеческой личности.

Она наделялась неогра­ниченными творческими потенциями, и ход развития объективного бытия в представлении романтиков определялся духовной деятельно­стью отдельной личности. Такой субъективистский антропоцентризм романтиков повлек за собой серьезное изменение акцентов в том гражданском общественном идеале, который был характерен для ми­ровоззрения классицистов и просветителей.

В решении проблемы «личность и общество» романтики перено­сили акцент на первый компонент этого соотнесения, считая, что раскрытие и утверждение человеческой личности, ее всемерное совер­шенствование в конечном итоге приведет к утверждению высоких общественных и гражданских идеалов.