Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Век гуманизма

19 век - Век гуманизма
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Романтики расширили арсенал художественных средств искусства. Им принадлежит заслуга разработки многих новых жанров, преиму­щественно субъективно-философской направленности: психологиче­ская повесть (здесь особенно много сделано ранними французскими романтиками), лиро-эпическая поэма (лейкисты, Байрон, Шелли, Виньи), лирическое стихотворение, исторический роман.

С романтиз­мом связан яркий расцвет лирических жанров, противостоящих раци­оналистическому XVIII в. Многие поэты-романтики, решительно порывая с традициями классицистского стихосложения, осуществили принципиальную реформу стиха, расширившую и демократизировав­шую просодические средства, приблизившую его возможности к ото­бражению внутреннего мира духовной жизни отдельной личности, порой в сфере ее реальных житейских интересов. Утверждение новых романтических норм в лирике, в самой ее метрической структуре в Англии связано с творчеством лейкистов и Байрона, отчасти Шелли и Китса. Во французской литературе смелыми реформаторами стиха были Виньи и Ламартин, Гюго; в немецкой поэзии — Брентано, а вслед за ним Гейне, Мюллер.

Французская революция побудила литературу первых десятилетий XIX века осмыслить причины, закономерности, приведшие к такому бурному общественно-политическому взрыву. Этим объясняется столь активное вторжение в творчество романтиков исторических жанров. Именно в такой идеологической атмосфере возник и развивался исторический роман В. Скотта, Ж. Санд, В. Гюго, имевший воздействие на все европейские литературы.

С утверждением в сознании романтиков понятия историзма, с восприятием ими мира в движении, в развитии связана и одна из основных идей их философского мировосприятия — идея бесконечного. Историзм романтиков и отмеченные элементы диалектики со­средоточивали внимание на национальном прошлом своей родины, на особенностях национальной истории, национального уклада, быта, одежды.

В их произведениях ожили легенды, предания, сказки, песни глубокой национальной старины, опираясь на которые они не только влили свежую струю в собственно художественную литературу, но и в ряде случаев, особенно в Германии, дали новую жизнь литературному языку своего народа. В Англии особенно большую роль сыграло предромантическое движение («Поэмы Оссиана» Макферсона, «Па­мятники старинной английской поэзии» Перси), оказавшее влияние на Гердера, теоретика штюрмерского движения, крупнейшего предста­вителя позднего немецкого Просвещения, предварившего многими своими исканиями деятельность немецких романтиков.

Страстной пропагандой народных песен Гердер личным примером собирателя дал толчок будущему расцвету отечественной немецкой фольклористики в эпоху романтизма —деятельности братьев Гримм, собирателей немец­ких народных сказок, и гейдельбергских романтиков А. фон Арнима, К. Брентано, составителей сборника немецких народных песен «Вол­шебный рог мальчика» (1806—1808), сыгравшего большую роль для дальнейшего развития немецкой романтической поэзии и песенно-романсовой лирики в богатейшей музыкальной культуре немецкого романтизма.

С эволюцией романтизма было связано дальнейшее вторжение действительности в круг художественного видения романтиков. Роман­тический герой не ограничивается миром своих собственных душевных эмоций. Через их призму он шире воспринимает окружающий мир. Социальная действительность с ее резкими диссонансами уже отчет­ливо врывалась в субъективный мир героя Ваккенродера Берглингера, определив глубокий безысходный драматизм его судьбы.

И в этой связи композитор Берглингер является персонажем, который в ряду многих героев раннего европейского романтизма в значительной степени наделен типизированными чертами. В тем большей мере типичным является центральный и излюбленный герой позднего романтика Гофмана — музыкант и композитор Иоганнес Крейслер, alter ego автора, вынужденный продавать свой талант, чтобы обеспечить свое существование. А обстановка, в которой живет и терзается Крейслер, как и его литературный предшественник Берглингер, — это реальная феодально-раздробленная Германия начала прошлого столетия.

Огромная роль романтизма в развитии художественного сознания человечества не ограничивается только его конкретно-историческими рамками, хотя и в их пределах он существеннейшим образом обогатил и обновил принципы и средства художественного осмысления дейст­вительности.

В последующем развитии романтической традиции весьма ощутима одна характерная закономерность — те или иные попытки ее возрож­дения связаны, как правило, с ломкой общественных отношений и с обстановкой предвестия революционных потрясений. Периоды стаби­лизации, периоды относительного общественного покоя не способст­вовали возникновению романтических движений.

Неувядаемость романтических традиций вплоть до наших дней объясняется прежде всего природой нонконформизма, заложенной в самой философской основе романтического миропонимания, утверждением идеи прогресса в романтическом стремлении к идеалу, отрицанием статичного состо­яния бытия, принципиальным утверждением поисков нового. К началу 30-х годов заметно изменилось соотношение сил в литературном развитии европейских стран. Франция теряет роль былой законодательницы эстетических норм и вкусов в искусстве и литера­туре.

На первое место выдвигается Германия, с которой в иных моментах успешно соперничает Англия. Так или иначе все европейские литературы той поры полны откликов на эстетические теории и литературную деятельность ранних немецких романтиков. К исходу же 20-х годов, когда романтизм становится перевернутой страницей не­мецкой литературы, когда с кончиной Гофмана временно угасает и его литературная слава, когда на литературном перепутье оказывается Гейне, к тому же вынужденный покинуть родину, немецкая литература надолго и прочно отходит на второй план, а внутри нее начинается процесс острой и активной антиромантической реакции.