Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Век гуманизма

19 век - Век гуманизма
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В философском плане и в плане общего мировосприятия большин­ство реалистов порой вопреки своим собственным теоретическим декларациям оставались под плодотворным воздействием романтиче­ских концепций. Так, например, в цепочке Диккенс — Теккерей — Стендаль — Бальзак —Флобер мы без труда уловим различную степень воздействия позитивизма на этих писателей. В то же время следует подчеркнуть, что позитивизм был общим истоком философской базы как реализма, так и принявшего у него эстетическую эстафету натура­лизма.

Причем натуралисты, в сущности, уже совершенно утратив связь с романтизмом, полностью опираются на философскую систему пози­тивизма. Этот стык между позитивизмом реалистов и позитивизмом натуралистов особенно четко определяется при сопоставлении эстети­ческой системы Флобера, с одной стороны, Шанфлёри и Дюранти (ближе стоявших к натурализму, чем к реализму) — с другой, а еще позже Мопассана и Золя, хотя совершенно очевидно, что оба последних в своем творчестве и преодолевали, и опровергали многие норматив­но-догматические аспекты эстетики натурализма.

В конечном итоге все эти заметные сдвиги в литературном процессе — смена романтизма реализмом или по меньшей мере выдвижение реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы, — определялись вступлением буржуазно-капиталистиче­ской Европы в новую фазу своего развития.

Важнейшим новым моментом, характеризующим теперь расстанов­ку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно-политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии.

Июльская революция, свергнувшая с трона Карла X —последнего короля старшей ветви Бурбонов, — положила конец режиму Рестав­рации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).

Формирование реализма в Англии хронологически почти точно совпадает с тем острым переломом в социально-политической жизни страны, который определился парламентской реформой 1832 г. и началом чартистского движения. В начале 30-х годов вступает в литературу Теккерей, в 1833 г. начинает работу над «Очерками Боза», своим первым произведением, Диккенс — крупнейшие представители блестящей плеяды романистов в Англии.

Сходные процессы, но имеющие свои национальные особенности, происходили в то время и во Франции. Именно в 20-е годы появляются первые произведения у Бальзака, Мериме, а несколько раньше и Стендаля. На рубеже 20—30-х годов Бальзак и Стендаль создают свои первые значительные произведения — романы «Шуаны» и «Красное и черное" и уже в ближайшие годы становятся ведущими представителями европейского реализма.

В это же время существенные изменения в своем плодотворном поступательном развитии претерпевает французский романтизм. В ранней лирике Гюго, в его первых опытах прозы отмечено становление романтического восприятия действительности в противоборстве с классицистскими традициями. Именно в эту пору Гюго прочно утвер­ждается в принципах романтизма, избирая на целое десятилетие одним из основных направлений своего творчества романтическую драму с острым социальным звучанием, создавая одновременно один из ше­девров всей романтической прозы — роман «Собор Парижской богоматери». По-новому складываются пути творческого развития Ламартина и Виньи — замечательных поэтов, которые уже в 20-е годы внесли большой вклад в романтическую лирику (что касается Виньи, то и в разработку романтической теории).

Наконец, именно с начала 30-х годов романтическая традиция камерно-психологической прозы, блестяще разработанная ранними французскими романтиками, трансформируется и обогащается социально-романтическим романом Ж. Санд. Новые мотивы, новые идейно-эстетические тенденции на­чинают звучать в творчестве Беранже, остросатирические и одновременно проникнутые жизнеутверждающим демократизмом песни которого принесли ему мировую славу уже в годы Реставрации.

Характер режима Июльской монархии, его социально-политиче­ские противоречия становятся основным объектом художественного осмысления действительности во французской литературе 30—40-х годов. У реалистов это осмысление приобретает глубоко аналитический характер, о чем свидетельствуют роман Стендаля «Люсьен Левен» и многие шедевры «Человеческой комедии» Бальзака. Французский ро­ман (прежде всего в творчестве Бальзака) в процессе художественно-эстетического анализа социальной сущности режима Июльской монархии, опираясь на достижения романтиков, приходит к новому пониманию историзма и новым принципам типизации. Это было теоретически обосновано Бальзаком.

Сквозь призму романтического историзма действительность представлялась или эстетической утопией (как у ранних немецких романтиков), или добросовестно выполненной реконструкцией колорита места и времени, реалий быта, обстановки, одежды, обычаев (как в драматургии, поэзии и ранней прозе Гюго, поэзии раннего Виньи, отчасти в его романе «Сен-Map»). Новые качества историзма намечаются уже в историческом романе В. Скотта, где колорит места и времени — внешняя деталь при всем ее огромном значении для творческой манеры писателя — не играет уже самодов­леющей роли. Свою основную задачу романист видит в художественном отображении и осмыслении острых переломных моментов национальной истории. И, пожалуй, никакая другая литература Европы первой половины XIX столетия, как французская, не была столь тесно связана с именем В. Скотта. 20-е — начало 30-х годов в литературной жизни Франции полны отзвуков его творчества. «Наш отец, Вальтер Скотт», — назвал великого романиста Бальзак.