Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Век гуманизма

19 век - Век гуманизма
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




И действительно, нетрудно заме­тить, что автор «Шуанов» брал уроки у шотландского чародея. Но это было не ученичеством эпигона или даже последователя. Новый почи­татель шотландского романиста, с глубоким пиететом относясь к своему учителю, воспринял многое из его опыта, но, утверждая новое направление в литературе, он по-иному толковал и принципы исто­ризма. В своем грандиозном творении «Человеческая комедия» Бальзак ставит задачу показать историю нравов современной Франции, т. е. понятие историзма им актуализируется. Чтобы понять сущность бур­жуазного уклада современной монархии банкиров во Франции, Бальзак вполне закономерно связывает ее возникновение с истоками власти буржуазии, которую она получила в результате революции конца XVIII в. В своих многочисленных повестях и романах, составляющих единое целое, Бальзак последовательно прослеживает грязные, преступные, а порой и кровавые истории обогащения буржуа.

Актуально историчен в своих романах и Стендаль. Злободневней­шая современность в «Красном и черном», «Люсьене Левене» в иной манере, чем у Бальзака, но, может быть, даже еще более органично увязывается с предшествующими этапами развития послереволюцион­ной Франции.

Этот принцип историзма сохраняется в новом звучании у Флобера, в творчестве которого отмечен глубокий драматизм общественного и эстетического сознания, порожденный последствиями поражения ре­волюции 1848—1849 гг.

Третья крупная европейская страна — Германия — и к 30-м годам продолжая оставаться раздробленной, существенно отставала в своем экономическом развитии не только от Англии, но и от Франции. Тем не менее, для нее характерны отмеченные выше закономерности. И в Германии начала 30-х годов происходят заметные общественные сдвиги. Самым значительным проявлением оппозиционного движения 30-х годов Германии была деятельность тайного Общества прав чело­века, одним из руководителей которого был Георг Бюхнер, и связанное с деятельностью этого общества восстание гессенских крестьян.

В 40-е годы заметно возрастает роль Германии в классовой борьбе прогрессивных сил Европы.

Свидетельством тому явилось мощное восстание силезских ткачей 1844 г. В Германию, которая только теперь, в условиях обострившихся классовых противоречий, подошла к своей буржуазной революции, перемещается центр революционного движе­ния.

Новые успехи немецкой литературы, отчасти связанные с даль­нейшим развитием реалистических тенденций, явились откликом на события 40-х годов (так называемая предмартовская литература) и на мартовскую революцию 1848 г. и получили выражение в творчестве

Веерта, Гервега и Фрейлигарта. Заметным явлением в русле развития немецкого реализма была драма выдающегося драматурга Ф. Геббеля «Мария Магдалина» (1844), но дальнейшее его творчество если и может быть соотнесено с реализмом, то лишь с его периферийными абстрак­тно-аллегорическими модификациями. И хотя в немецкой литературе до расцвета творчества братьев Манн и возникали отдельные явления реализма, однако произведения В. Раабе, А. Штифтера или высоко­родного новеллиста Т. Шторма (своеобразный вид лирико-психологического реализма, очень близкого к романтизму) не дают основания говорить о направлении реализма, сколько-нибудь близкого по своему масштабу и художественно-эстетическому качеству реализму Англии и Франции этих же десятилетий.

Сколь бы ни были существенны национальные особенности лите­ратурного процесса Германии, они все же не противоречат тому факту, что с началом 30-х годов в литературе, как и в общественной жизни, наступает ощутимый перелом.

Совершенно иные закономерности общественно-политической жизни характерны для США, где наряду с промышленно развитыми северными штатами, имеющими относительно либеральный обще­ственный уклад, существуют рабовладельческие южные штаты.

В литературе США в эту пору романтизм связан с рождением национальной литературы, что определяет генеральную линию разви­тия литературного процесса. В 1824 г. вступает в литературу выдаю­щийся романтик, поэт и новеллист Э. По, известность которого вышла далеко за пределы США и влияние его творчества стало ощутимым в европейской новеллистке. Середина века получила название периода «американского Возрождения», который связан с крупнейшими заво­еваниями романтической литературы (Н. Готорн, Г. Мелвилл, Г.Д. Торо, У. Уитмен, Г.У. Лонгфелло). Идеи субъективно-романтической философии лежали в основе движения трансценденталистов (30—40-е годы).

Вместе с тем в 50-е годы в литературе заметно усиливается социальная направленность. Она, например, особенно ощутима в философско-лирической прозе романтика Торо, в его публицистике. В 40-е годы в творчестве ряда писателей формируются и начала реализма, который становится ведущим методом аболиционистской (от англ. abolition — упразднение, отмена) литературы в период Гражданской войны (1861—1865). В русле этой литературы публикует свой ставший широко известным роман «Хижина дяди Тома» (1852) Г. Бичер-Стоу. С идеями аболиционизма связано творчество другого классика литературы США У. Уитмена, в сборнике которого «Листья травы» можно проследить развитие романтизма в направлении более объективного отражения действительности с ее социальными проти­воречиями. Творчество Уитмена представляет собой органическое сочетание романтического видения действительности в соответствии с принципами реализма. Однако лишь к концу столетия в творчестве М. Твена, У.Д. Хоуэлса, Г. Джеймса он станет определять лицо литературного процесса США.