Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Век гуманизма

19 век - Век гуманизма
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Европейские революции 1848—1849 гг., охватившие почти все страны континента, стали важнейшей вехой общественно-политиче­ского процесса XIX в. События конца 40-х годов знаменовали окон­чательное размежевание классовых интересов буржуазии и пролетариата. Помимо непосредственных откликов на революции середины века в творчестве ряда революционных поэтов, общая иде­ологическая атмосфера после поражения революции отразилась и на дальнейшем развитии реализма (Диккенс, Теккерей, Флобер, Гейне), и на ряде других явлений, в частности на формировании натурализма в европейских литературах.

Особенно наглядно черты натуралистической эстетики проявились в творчестве французских писателей Эдмона и Жюля Гонкуров. При­мечательно, что Шанфлери и Дюранти, считавшие себя реалистами и подлинными продолжателями Бальзака, по существу, в своей эстетике и в творческой практике тоже были натуралистами. Эстетические принципы натурализма исповедовала на раннем этапе и талантливая английская писательница Джордж Элиот. Великолепное психологиче­ское мастерство, острая наблюдательность дают ей возможность со­здать яркие выразительные характеры, иные из которых несут в себе черты социальной типизации, выражая тем самым, вопреки теорети­ческой платформе писательницы, ее отношение к изображаемой дей­ствительности. Однако легко заметить, что в романах Д. Элиот нет ни широты исторического размаха, ни глубины социальных обобщений, присущих творчеству Диккенса и Теккерея.

Примерно то же самое в общих чертах можно сказать и о другом английском реалисте этого периода — Э.Троллопе.

Литературный процесс второй половины века при всех осложняющих обстоятельствах послереволюционного периода обогащается но­выми достижениями. Закрепляются позиции реализма в славянских странах. Начинают творческую деятельность такие великие реалисты, как Толстой и Достоевский. Реализм формируется в литературах Бельгии, Голландии, Венгрии, Румынии.

Национально-освободительная борьба против турецких поработи­телей, развернувшаяся в Болгарии, вызвала к жизни новые силы в литературе, переживающей в середине века эпоху возрождения, граж­данский революционно-освободительный пафос, которой так ярко прозвучал в публицистике и поэзии Христо Ботева.

Национально-освободительное движение на фоне новой фазы со­циальных противоречий сыграло определяющую роль в том ярком периоде, в который после 1848 г. вступили литературы северных народов. Этот резкий перелом и в молодой финской литературе, и в литературах Скандинавских стран был связан с неразрешенными кон­фликтами 1848 г. —обострением отношений между датско-немецким населением Шлезвиг-Гольштинии и Пруссией, между шведским пра­вительством и норвежской общественностью, влиянием революцион­ной ситуации в России на общественную жизнь в Финляндии, где крепло национальное самосознание.

Под влиянием этих факторов здесь все более отходят на задний план романтические принципы и ведущую роль начинает играть реалистическое искусство.

Типизация в искусстве не была открытием реализма. Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответ­ствующих художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали говорить, типичные черты современности, при­сущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали.

Типизация же у реалистов представляет более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действитель­ности, нежели у их предшественников. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоя­тельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации отнюдь не последнее место занимает психологизм, т.е. раскрытие сложного духовного мира — мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев реалистов социально детерминирован. Такой принцип построения характеров и определил более глубокую степень историзма у реалистов по сравнению с романтиками. Однако характеры у реалистов менее всего походили на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа — портрет, костюм, сколько его психологический облик (здесь непревзойденным мастером был Стендаль) воссоздает образ глубоко индивидуализированный.

Именно так строил Бальзак свое учение о художественной типи­зации, утверждая, что наряду с основными чертами, присущими мно­гим людям, представляющим тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индиви­дуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.

Реалисты XIX в. при создании художественных образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию характера, которая определя­лась сложным взаимодействием личности и общества. Этим они резко отличались от просветителей и романтиков. Пожалуй, первым и весьма ярким примером тому был роман Стендаля «Красное и черное», где глубокая динамика характера Жюльена Сореля —главного героя этого произведения —раскрывается по этапам его биографии.

Искусство реализма ставило своей задачей объективное художест­венное воспроизведение действительности. Писатель-реалист основы­вал свои художественные открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений жизни. Поэтому произведения реалистов являются богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохе. Напри­мер, роман Стендаля «Люсьен Левен» дает представление об обще­ственном укладе первых лет Июльской монархии во Франции во многом более точное и яркое, чем специальные научные работы об этом периоде.