Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Век гуманизма

19 век - Век гуманизма
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Каждое литературное направление и творческий метод вызываются к жизни предпосылками не только социально-политическими при всем их важном значении, но и эстетическими. Они складываются как в отдельных явлениях литературы прошлого, так и в целых литературных направлениях. В сущности, во всем мировом литературном процессе достаточно четко и последовательно прослеживается процесс поступа­тельного развития и становления реализма. В этом процессе особое место принадлежит титанам Возрождения Рабле, Сервантесу, Шекс­пиру и др. Их опыт несомненно сказался в творчестве каждого сколь­ко-нибудь значительного художника-реалиста независимо от того, обращался ли он непосредственно к этому опыту или нет. Опыт художников Возрождения пришел отчасти и через трактовку его романтиками, среди которых немецкие, особенно ран­ние, были активными адептами и пропагандистами эпохи Возрожде­ния.

Не менее существенным компонентом эстетических истоков реа­лизма была реалистическая литература эпохи Просвещения, в частно­сти, здесь особо следует подчеркнуть значение английского романа XVIII в. Реалисты восприняли антифеодальную, а шире — социаль­но-критическую тенденцию просветительского реализма, его тонкое психологическое мастерство (Лоренс Стерн).

От просветителей реалисты восприняли веру в познавательную силу человеческого разума. С Просвещением реалистов сближает утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства. Для Диккенса, например, было характерно явное преувеличение этой роли художественного творчества, силами которого (и только ими) он полагал возможным искоренить социальное зло. Это убеждение и привело его на исходе творческого пути к тяжелым разочарованиям.

Отнюдь не отрицая этой миссии искусства, французские реалисты отводили ей значительно более реальную и важную роль. Как и у просветительских реалистов, типологическим художественным прин­ципом у них стало изображение действительности в формах самой действительности. Органическое воздействие художественно-эстетиче­ского опыта просветителей на дальнейшие судьбы реалистической литературы очень наглядно прослеживается в связи с романами Гёте о Вильгельме Мейстере («Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствования Вильгельма Мейстера»), являющимися одним из пер­вых опытов романа воспитания. Все последующее развитие романа в немецкой литературе вплоть до наших дней в той или иной мере трансформирует эту модель романа Гёте.

Еще более фронтальными и глубокими оказываются связи реализ­ма с романтизмом (не только хронологически, но и с точки зрения сущности творческого метода), подготовившие формирование реализ­ма.

Эти органические контакты характерны как для творческой эво­люции отдельных писателей (Гейне, Байрон, Шелли, Бальзак, Флобер, отчасти Гюго, Ж. Санд), так и в общем типологическом плане.

Социально-политическая проблематика, которая становится до­минирующей в творчестве реалистов, в своем идейно-эстетическом генезисе и развитии от просветительского реализма (если брать наиболее близкую к реализму XIX в. эстетическую категорию) отнюдь не прерывалась и в романтизме, хотя, как правило, играла в нем периферийную роль.

Опираясь на плодотворный опыт романтиков в раскрытии внут­реннего мира персонажей, психологии действующих лиц, писатели-реалисты углубили возможности типизации характеров. В отличие от сентименталистов и романтиков психологизм как одно из средств типизации у реалистов не имеет самодовлеющего значения и связан с раскрытием обобщающего социального содержания того или иного характера. Психологизм романтиков был воспринят и вновь возрожден в творчестве реалистов. Особенно четко эта связь прослеживается в литературном процессе Франции.

Вспомним, что одним из важнейших тезисов романтической эстетики, особенно отчетливо сформулированным Гюго в его предис­ловии к драме «Кромвель», было требование местного и исторического колорита, т.е. тщательного описания обстановки той эпохи, в которой происходит действие художественного произведения, конкретно-исторических, а нередко и бытовых реалий эпохи.

Мастерством таких описаний отличаются романы В. Скотта, роман «Собор Парижской богоматери» Гюго. В разработке этой стороны своей художественной системы романтики подготовили и оплодотворили творческую практику реалистов. Достаточно в этой связи вспомнить большинство романов и повестей Бальзака, отличающихся блестящим мастерством описаний.

Романтическая теория контрастов, провозглашенная и последова­тельно воплощенная Гюго, в значительной степени предварила отра­жение диалектических противоречий действительности в творчестве реалистов.

Одной из ведущих тем творчества реалистов является тема утрачен­ных иллюзий. Она характерна для всей европейской литературы XIX в., и возникновение ее было связано с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.

Творческая эволюция некоторых романтиков, как бы воспроизводя общую эволюцию романтизма, отмечена все большим обращением к изображению конкретной реальной действительности, ослаблением субъективного начала, отходом от нормативных абстракций и аллего­рий. Такова, например, эволюция Байрона, Шелли, Гейне. В различной степени выражения мы имеем здесь дело с вызреванием реалистических тенденций в недрах романтизма.

С другой стороны, существенное и плодотворное воздействие романтизма испытали и многие значительные представители реализма. Глубоко связанным с художественным сознанием романтизма был Диккенс, все творчество которого окрашено романтически-утопиче­ской мечтой о непременном торжестве добра, о всеобщей любви и братстве. Стендаль, также усвоивший уроки романтиков, в своей творческой манере был особенно близок им. Это сказалось не только в его глубоком и мастерском психологизме, но и в самой идейно-эс­тетической структуре его романов, в центре которых всегда стоит главный герой, противопоставленный действительности и возвышаю­щийся над ней.

Свой характер восприятия романтической традиции свойствен и некоторым, особенно ранним, произведениям Мериме, Бальзака.

Первенствующее значение имеют традиции реализма XIX в. для литературы нашего столетия. Хотя пути, которыми идет современная литература, различны, ведущая линия ее развития связана с восприя­тием и переосмыслением принципов реализма в искусстве XIX в.