Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Типы художественного сознания в 19 веке

Типы художественного сознания в 19 веке
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Цены, можно разделить на металлопластиковые трубы для отопления.

Многообразие литературных и культурных явлений, смена школ и направлений, яркая неповторимость талантов, рождение важных ме­тодов в литературоведении создают неповторимый облик века XIX, динамикой и непредсказуемостью которого восхищались Бальзак и Гюго, Диккенс и Ж. Санд. Духовная жизнь Европы была интенсивной и многоаспектной. Но XIX в. связан и с формированием современной науки о литературе, принципах осмысления духовного опыта человека. До середины XVIII в. в теории словесности практическим руководством служили нормативные «Риторика» и «Поэтика» Аристотеля. Изменение в отношении к литературе, отделившие нормативную и ненормативную поэтику, было серьезным поворотом, связанным с разграничением естественных, социальных, гуманитарных наук.

Неслучайно взаимоот­ношения литературы с естественными науками оказывают существен­ное влияние на формирование психологического аналитического метода, познающего природу человека. Нормативная поэтика обладала довольно жесткой схемой определения качеств произведения, с кото­рыми должны были считаться авторы. Ненормативная поэтика поста­вила автора в более выгодные условия. Разделив природу (как объект познания в естественных науках) и человека как субъект, гуманитарные науки способствовали принципиальному совпадению объекта и субъ­екта, так как они изучают человека.

Нормативную поэтику автор не интересовал, в ненормативной поэтике он стал главным, подчинившим себе жанр, героя, стиль.

Облик эпохи XIX в. характеризуется принципиально новой поэти­кой, в которой представлены типы художественного сознания, отра­зившие смену литературных парадигм, разных методов взаимодействия теории и практики.

Авторы «Исторической поэтики», опубликованной в 1994 г., так определяют художественное сознание: «Именно художе­ственное сознание, в котором всякий раз отражены историческое содержание той или иной эпохи, ее идеологические потребности и представления, отношения литературы и действительности, определяет совокупность принципов литературного творчества в их теоретическом (художественное самосознание в литературной теории) и практическом (художественное осознание освоения мира в литературной практике) воплощениях. Иначе говоря, художественное сознание эпохи претво­ряется в ее поэтике, а смена типов художественного сознания обус­ловливает главные линии и направления исторического движения поэтических форм и категорий».

Таким образом тип художественного сознания распространяется и на теорию словесного творчества, и на само творчество, используя различные методы познания общества и человека при разделении функций естественных, социальных и гуманитарных наук.

По мнению авторов «Исторической поэтики», существует три наиболее значимых типа художественного сознания — архаический, или мифопоэтический, традиционалистский, или нормативный, и индивидуально-творческий, или исторический.

Последний, третий, тип относится к новому времени, т.е. эпохе ненормативной поэтики, однако даже в пределах века девятнадцатого прослеживаются крупные изменения в историческом движении форм и категорий, отмеченных и выраженных в поэтике. Поэтому целесо­образно говорить о двух типах художественного сознания, отразивших, условно говоря, романтическое и реалистическое миро видение. Дви­жение это видно в особенностях постижения человека и мира, когда гуманитарному знанию пришлось сталкиваться с огромными трудно­стями при обосновании своей специфики.

Индивидуально-творче­ский, или исторический, подход, вскрывающий взаимоотношения героя и реальности, обращался за помощью к методологии естествен­ных наук. Эти два типа художественного сознания существуют в XIX в. то отдельно и независимо, то тесно соприкасаются, то пересекаются, то смешиваются. Поэтому, вероятно, нельзя говорить о резкой смене романтизма реализмом, реализма натурализмом. То же самое проис­ходит в теории словесности, когда биографический метод, представ­ленный Сент-Бёвом, вызывает к жизни культурно-историческую шко­лу (И. Тэн, Г. Лансон, Г. Гетнер, Г. Брандес) и духовно-историческую школу (В. Дильтей), ставившие своей целью исследование художест­венного мира писателя и бесконечное множество «художественных миров, рождаемых историей».

Литературное направление, доминирующее в тот или иной исто­рический период, но в рамках единой социокультурной парадигмы системы XIX в., формирует модель, систему категорий с определенным типом связей как между отдельными составляющими ее компонентами, так и между поэтиками, исторически развивающимися. Но, вместе с тем, эта система категорий сохраняет, несмотря на различие роман­тизма и реализма, центральную категорию поэтики — автора, — под­чиняющего себе и жанр, и стиль.

XIX в имеет дело с разрушенной традиционной системой жанров, с ненормативным стилем, индивиду­ально-творческим сознание, с научно-эстетическим постижением реальности при настойчивых поисках путей сближения правды худо­жественной и реальной. Пересматривается само значение литератур­ного, интеллектуального авторитета и канона, подражание вытесняется воссозданием и анализом. Неравномерность и различные степени интенсивности духовной жизни Европы, при непременном условии поступательного развития и прогресса цивилизации, есть интеллекту­альное духовное взаимодействие чужого опыта с собственным.