Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Типы художественного сознания в 19 веке

Типы художественного сознания в 19 веке
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Браслет power balance цена читайте здесь.

Это заставило авторов чаще обращаться к современной жизни по сравне­нию с их предшественниками, а новые теории искусства возникали не в результате разрушения старых, а в полемике с ними, а уже потом в разрушении. Диалогичность культуры XIX в. во многом основывалась и на вызывающе-дразнящем общественное мнение соперничестве классицистов и романтиков (Франция), романтиков и реалистов (ос­тальные страны Европы). Но даже когда появилось слово «реализм», соотносимое вначале лишь с «реальным», действительным (1934), романтизм, не желая отступать от своих позиций, проявлял себя в «неистовой» литературе и миро видении.

Именно в 30—40-е гг. созда­ются самые романтические произведения Ж. Санд, А. Мюссе, Э. Сю, А. Дюма. Сближение литературы с реальностью идет по пути преодо­ления исключительности романтического героя, несущего в себе по­стоянные черты, к множественности реалистических героев и типов, разбавляющих константы романтизма непредсказуемостью и неулови­мостью действительного мира. Новому герою придется вступить в конфликт с этим миром, приспособиться к нему или погибнуть, но находясь внутри этого мира. При всей подчиненности стиля и жанра автору в XIX в. творцу художественного произведения придется посто­янно видеть перед собой читателя, который тоже вступает в диалог и с автором, и с текстом.

Тип сознания определяется несколькими факторами и зависит от степени самоопределения литературы, ее самостоятельности в сфере духовной деятельности человека. Но в большей мере он оформляется благодаря облику эпохи, динамике литературного материала, его сис­тематизации, философской озвученности и существованию определен­ных сводов законов и правил, формирующих вкус, интересы, моду, стиль.

Тип художественного мышления выкристаллизовывается в кон­фликте нормативности и свободы, жесткой заданности формы и желания взорвать или нейтрализовать систематизированную картину мира. Он опирается на риторику или поэтику, массовое или индиви­дуальное восприятие мира и человека. В каждую историческую эпоху до XIX в. преобладал один из принципов, или разделов, риторики. Но главное, что история литературы строится на взаимоотношениях жан­ра, стиля, автора и читателя. Читатель и автор по-разному отражают тип художественного сознания эпохи. Автор больше всего через жанр, хотя законы жанра внешне как будто бы ограничивают свободу инди­видуального творческого сознания. Читатель, воспринимающий про­изведение, видит его в контексте вкусов и потребностей эпохи, осознает его как бы извне. Но оба они заряжены энергией творчества, сопри­частности с природой, обществом, миром.

Романтический тип сознания открыт диалогу — он требует собе­седника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой. Он синтетичен, ибо это художественное сознание питается различными источниками оформления и обогащения, разви­тия. Для романтиков необходимо движение, динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе представляется романтикам автор. С романтизмом связано высвобож­дение слова из заранее заготовленных и определенных форм, напол­нение его многими смыслами. Слово становится объектом-пос­редником при сближении правды жизни и правды литературы. XIX век — культурно-историческая эпоха, отразившая глубокие изменения в ис­тории общества и представления о природе человека, стимулированные Великой французской революцией.

Век, исключительно нацеленный на развитие человеческой индивидуальности. Гуманистические устрем­ления писателей XIX в. опирались на великие завоевания просветите­лей, открытия романтиков, крупнейшие достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство. XIX в. наполнен невероятной энергией и непредсказуемой игрой обстоя­тельств, с которыми приходится сталкиваться человеку в условиях социальной нестабильности, в условиях активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы. Стендалевское любимое выражение

«Гельвеций распахнул дверь в душу человека» обретало не менее броские дополнительные характеристики, обусловленные открытием «бездны человеческой души», обнажающей свою природу в периоды сложных катаклизмов.

Отличительной чертой XIX в. является спорадическое перемещение центров активного проявления духовной деятельности — из Англии в Германию, затем во Францию, а также включение пограничных фено­менов в общий культурно-исторический процесс. Последние могут влиять на основные тенденции в развитии культуры и литературы, приближаясь к центру бурного и стремительного движения, потом откатываться назад, обогатившись энергией центра. Так случалось в отдельные исторические этапы со скандинавским, польским, венгер­ским романтизмом, так происходило с русской литературой, интерес и внимание к которой настойчиво сохранялись на протяжении всего XIX в., хотя и по разным причинам. В начале XX в. русская культура и литература стала осознаваться неотъемлемой частью мирового про­цесса даже со стороны самых скептических и консервативно настро­енных писателей, таких, как В. Вулф.

Романтизм абстрагировался от мира реальности и создал свой собственный, в котором другие законы, другие чувства, слова, другие желания и понятия.