Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Типы художественного сознания в 19 веке

Типы художественного сознания в 19 веке
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Отмечая три исторические фазы развития че­ловеческого знания —теологическую, метафизическую и позитивист­скую, Конт придавал огромное значение последней, считая ее финальной стадией развития человечества. Кстати, из шести фунда­ментальных наук, расположенных им в последовательности, при ко­торой они достигли позитивной стадии, именно биологии и социологии отводилось особое место. Французский философ, историк и критик Ипполит Тэн приложил методы естественных наук к теории интеллектуальной активности. Именно он установил факторы наслед­ственности, среды и истории, определяющие характер и специфику национальной литературы. Опять-таки Тэну, прекрасно знакомому с Англией, удалось отразить свои детерминистские и механистические взгляды в наблюдениях над английским национальным характером и литературой. Крупнейшим философом и моралистом XIX в. является Мэтью Арнольд, для которого главными проблемами были история, язык, нация.

В многочисленных критических статьях Арнольд выступает глав­ным идеологом викторианства, отмечая, что символом этого истори­ческого периода стал средний класс, который выражает свои взгляды, вкусы, стиль мышления в печати. Национальная специфика склады­вающегося среднего класса ассоциируется с британским вариантом национального характера, в отличие от американского, который опи­рается на иное политическое устройство, традиции и привычки. Об­щность языка не означает единой национальной природы. Нации различаются своей историей, степенью самостоятельности развития и особенностями культуры.

Для характеристики нации Арнольд обраща­ется к литературе, наиболее полно отражающей дух и ментальность наций. Поскольку сам Арнольд был неплохим поэтом, он прежде всего апеллировал к опыту романтиков, указав, что именно английские романтики во многом способствовали созданию типа национального характера. Поэзия великолепно выразила все представления об англи­чанине доступным и понятным всем языком. Викторианская эпоха тиражирует общественное сознание в многочисленных периодических изданиях. Средний класс узнает о себе, своем настоящем и будущем из газет. Художественная литература для него, точно так же, как и методизм, — способ познать себя как бы со стороны, религия, рассчи­танная на массовую аудиторию. Литература для Арнольда не может заменить религию, более того, литература имеет для него значение тотема: она обеспечивает взгляд, помогающий англичанину стать наиболее типичным англичанином. Поэт чаще всего сталкивается с реальностью национальной специфики. С помощью языка нация эту специфику выражает, но язык используется и поэтами, и философами, и журналистами, причем последними в наиболее выхолощенной фор­ме.

Литература, таким образом, обогащает историческое содержание нации, делая его доступным.

Викторианство как феномен культуры, как определенный истори­ческий этап в становлении нации можно рассматривать как переходный при характеристике специфически-национального, что и поддерживает миф о цельности викторианства.

Но уже во второй половине века обнаружились вызывающие несоответствия и динамические противоречия викторианства. В поли­тических романах Троллопа отстаивались солидность и традицион­ность общественного английского института власти и организма нации в целом и одновременно вскрывались недостатки английского образо­вания и морали.

Стремление за видимостью распознать сущность у Флобера пре­вращается в последовательное воспроизведение, а не отражение реаль­ности, в которой эти сущности обнажены. Анатомизация конфликта лишает внешнее действие романа его динамики и увлекательности, но усиливает заинтересованность читателя в объективном прочтении про­изведения. «Чтение текста—это путешествие через коды»,—эти слова французского философа конца XX в. Ж. Деррида как нельзя лучше характеризуют способность читательского сознания пробираться внутрь текста и смысла.

Бальзак назвал литературным эклектизмом школу, которая требует изображение мира таким, каков он есть.

Однако же, в каком бы жанре ни было написано произведение, оно остается в памяти людей только в том случае, если подчиняется законам идеала и формы. В литературе образ и идея соответствует тому, что в живописи называют рисунком и цветом. Стремление к эклектичности в художественном сознании второй половины XIX в. будет обосновано позитивизмом.