Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути

Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




«Вина и скорбь» (1793 — 1794) самое известное произведение Вордсворта, в котором он отразил трагический для крестьян и всего народа ход промышленного и аграрного переворота. Самое страшное последствие этих событий для поэта —духовное обнищание человека, озлобленного нищетой и бесправием. Мрачный колорит поэмы уси­ливает драматизм повествования, в центре которого злодейское убий­ство беглым матросом человека, по существу, такого же нищего и бесприютного, как он сам.

В поэзии Вордсворта часто возникает образ нищего, идущего по бескрайним дорогам. Несомненно, этот образ подсказан поэту суровой действительностью, когда кардинально менялась вся социальная струк­тура: исчез класс йоменри, свободного крестьянства, множество сель­ских тружеников в поисках работы вынуждены были покидать родные места. Отсюда образ «покинутой деревни», не раз возникавший в произведениях предшественников Вордсворта Голдсмита, Каупера. Иногда образ нищего, бродяги у Вордсворта явно романтизирован, Вордсворт живописует каждую деталь портрета, считая, что странник настолько слился с природой, что уже является ее частью и вызывает восхищение. Иногда же образ нищего наполнен у Вордсворта особым философским смыслом. Уже в самом начале своего творческого пути поэт 'интересовался проблемой человеческого самосознания, которое создает искусственный барьер между человеком и природой. Странник-бродяга, нищий, вместо того чтобы восстановить утраченную гармо­нию, еще больше способствует ее разрушению.

В трактовке деревенской тематики проявилось незаурядное мас­терство поэта, обеспокоенного судьбами крестьянства. Об ужасающей бедности и разорении крестьян свидетельствуют стихотворения «Алиса Фелл, или Бедность», «Последний из стада», «Мать моряка», «Старый Кэмберлендский нищий» (повествовательная поэма), «Мечты бедной Сюзанны». Поэт восхищается житейской мудростью своих героев, их достоинством, жизненной стойкостью перед лицом многих невзгод, утратой близких и любимых. Его умиляет мудрость, заключенная в неиспорченном жизненным опытом детском сознании («Юродивый мальчик», «Нас семеро»).

В балладе «Нас семеро» поэт встречает девочку, которая рассказы­вает ему о смерти брата и сестры, но на вопрос, сколько же всего детей осталось в семье, отвечает, что семеро, как бы считая их живыми. Детскому сознанию недоступно понимание смерти, и поскольку де­вочка часто играет на могиле умерших, она полагает, что они где-то рядом. Из стихов на деревенскую тему нужно отметить «Разоренную хижину» (1797 — 1798). Среди литературных источников этого произ­ведения «Странник» Гёте и «Покинутая деревня» Голдсмита. В центре повествования история солдатской вдовы Маргариты, на руках кото­рой умирают один за другим дети. Исповедь Маргариты находит отклик в душе одинокого странника, ищущего пристанища, жаждущего раз­делить с кем-нибудь одиночество и грусть. В произведении «Мечты бедной Сюзанны» отчетливо выступает другая тема, характерная для стихотворений Вордсворта о судьбе деревни. Лишившись общения с природой, разорвав с ней естественные узы, человек как бы утрачивает и большую часть жизненной энергии. Его начинают мучить носталь­гические воспоминания о прошлом счастье на лоне природы, а попав в городские условия, он не находит себе места, как бедная Сюзанна, вспоминающая о родных холмах и доме, похожем на голубиное гнездо, где ей было не так одиноко и страшно.

Великолепное владение балладной формой, поэтическая лексика, передающая смысл обычных явлений в высоких художественных об­разах, позволяет поэту сохранять верность принципам, провозглашен­ным в «Предисловии к "Лирическим балладам"». Так, в «Старом Кэмберлендском нищем» Вордсворт поэтизирует странника, ибо он свободен, находится посреди «могучего одиночества» природы, которое существует только для него, наслаждающегося великолепием вселен­ной и не мыслящего себе стать пленником города. Разоренная хижина — это обобщенный образ всех покинутых жителями, сметенных промыш­ленным переворотом сел и деревень. Трагедию нации Вордсворт видел не столько в изменении привычного векового уклада, сколько в психологической несовместимости его с новыми порядками.

Среди поэтических женских образов, созданных Вордсвортом и связанных и с деревенской проблематикой, необходимо выделить образ Люси Грей, простой крестьянской девушки, жившей «среди солнца и ливня», рядом с маленькой лиловой фиалкой, среди живописных ручейков и зеленых холмов. Образ Люси проходит через многие стихотворения поэта («Люси Грей», «Она обитала среди исхоженных путей», «Странные вспышки страсти, когда-либо мне известные») и др. Чаще всего облик Люси ассоциируется у Вордсворта с домом, с родиной, домашним очагом. В характере Люси подчеркивается красота, одухотво­ренность, поэтичность—черты, свойственные любимой сестре поэта Дороти. Может быть поэтому, стихи, навеянные образом Люси, отлича­ются теплотой, проникновенным лиризмом, убедительностью.