Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути

Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Прежде всего, в шестой книге фигурируют Нил, Альпы, Франция, используются многочисленные военные термины, обозначающие пе­редвижение армий, их состав, военные трубы и маршевые песни, чтобы нетрудно было понять, что подразумевается фигура Наполеона, слава которого осталась в памяти немых свидетелей Природы. Свобода и узурпация власти, подавление и освобождение становятся главными оппозициями, составляющими исторический фон для повествования. Возникают они спонтанно. Вордсворт использует очень интересную развернутую метафору, сопоставляя тревожный исторический фон с мирными идиллическими картинами природы. Выступающие поверх­ности земли, пики гор вызывают в воображении поэта такие же находящиеся в забвении некоторое время импульсы, рождающие ана­логичные всплески эмоций и мыслей. Впечатляющие горные пейзажи, казалось бы, скрывают дремлющие демонические силы в природе: Мон Блан — «бездушный образ, узурпирующий мысль живую». Есть какой-то странный призрак прошлого, истории, который появляется в на­стоящем. Страх перед разрушительными силами узурпирующего свободу прошлого начинает конкретизироваться в реальных, понятных каждому читателю образах. Но Вордсворт — романтический поэт — продолжает сохранять верность жанру пасторали и повествовательной поэме: птички поют в густой листве деревьев, орел парит в поднебесье, жнец собирает хлеб в снопы, девушка сушит сено, а зима, подобная ручному льву, спускается с гор, чтобы «разгуляться на цветочных грядках».

Движение осуществляется воображением сверху вниз и в горизонтальной последовательности, в историческое прошлое и насто­ящее. Воображение развивается по мере эволюции поэзии, но оно не дает поэту погружаться в хаос бытия и образов беспорядочных и спонтанно возникающих. Внутренние ориентиры, подобные горным вершинам, приковывают внимание к себе, вызывая в памяти вполне последовательно представленные исторические события, связанные с Наполеоном, который становится главным внесценическим персона­жем этой шестой книги «Прелюдии». Кстати, написанные вслед за шестой книгой девятая и десятая составляют один блок, посвященный Франции.

В 1799 г. Наполеон неожиданно вернулся во Францию после египетской кампании и совершил переворот 18 брюмера. Брюмер — месяц туманов. В отрывке, посвященном воображению, говорится о том, что воображение поднимается, как неожиданный туман, оно пробуждает сознание, творческое озарение есть демонстрация, прояв­ление внутренней свободы, без которой невозможно упиваться славой победы. Воображение, как и внезапное появление Наполеона в Сен-Клу, меняет дальнейшее развитие событий. Вордсворт пользуется словом «узурпация», обыгрывая его много раз в разных коннотациях и смыслах. Интереснее всего оно возникает в связи с литературной аллюзией из «Макбета». После 18 брюмера слово «узурпатор» было приложимо лишь к Наполеону и употреблялось во всех парламентских дебатах, газетах и памфлетах. Неоднократные предложения мира Георгу III со стороны Наполеона рассматривались англичанами как оскорбление, поскольку исходили от узурпатора.

В книге шестой воображение поэта воспроизводит военную биографию Наполеона: Альпийский регион — где выросла его слава полководца, Нил — начало поражений, посколь­ку морские сражения он проигрывал англичанам. Вордсворт объеди­няет в шестой книге исторические события, их интерпретацию, поэтическое осмысление последствий, подчинив эту успешно сконст­руированную модель с помощью воображения Наполеону, не участву­ющему в событиях повествовательной линии поэмы. Расширение временного пространства за счет невидимых и не переживаемых в настоящее время событий свидетельствует об интенсивности творче­ского процесса, о богатстве воображения, умеющего сочетать историю с вымыслом, реальные факты —с воображаемой последовательно­стью соответствующих поэтических образов, причем история и вооб­ражение, возникающие одновременно в поэтическом сознании, взаимодействуют, обогащая друг друга и помогая читателю добраться до истины и красоты, а главное — «проникнуть в природу вещей».

В «Прогулке», описательной поэме, написанной в форме беседы четырех героев — поэта, странника, отшельника и пастора, встретив­шихся в сельской местности, Вордсворт хотел подвести итог своим долгим и мучительным поискам путей обновления поэзии, сущности художественного познания, специфики романтической образности. В поэме сильны философские мотивы, связанные с проблемами челове­ческого бытия, положением человека в мире и Вселенной. Поэт относится с большим уважением к человеку, вникающему в тайны природы и пытающемуся обрести гармонию с ней.