Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути

Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Особое место отведено в этом произведении категории воображения, материализо­вавшейся, например, в античной мифологии, которая имеет для Вордсворта особый смысл как антитеза буржуазному предпринимательству и практицизму.

Поэзия Вордсворта — целая эпоха в развитии не только англий­ской, но и мировой поэзии. Он был первым крупным поэтом-роман­тиком, показавшим трагедию целого класса, уничтоженного промышленным переворотом. Расширяя тематический диапазон поэ­зии, Вордсворт провозгласил конец господству хорошего вкуса, вводя в свое творчество самые непоэтические сюжеты из деревенской жизни, утверждая тем самым ее особую высокую нравственность и поэтиче­скую значимость. Он использовал в поэзии просторечие, обороты из живого разговорного языка сельского труженика, доказав естествен­ность поэтического выражения прозаических по своему характеру мыслей. Поэзия стала естественным и безыскусным выражением мира чувств, окружающей действительности. Поэт трансформировал и не­которые поэтические жанры, например, послания, элегии, сонета, придав им легкость и простоту благодаря введенным бытовым живо­писным деталям.

Другим представителем Озерной школы был Самюэл Тейлор Колридж (1772 —1834), которого В. Скотт назвал «создателем гармонии». Колридж родился в Оттери (Девоншир), в семье провинциального священника. В школьные годы (1782—1791) Колридж увлекался изучением философии, читал Вольтера, Э. Дарвина, Платона, Плотина, Прокла, Ямвлиха, Необычайно впечатлительный и нервный по натуре, он жил богатой внутренней духовной жизнью. На события Французской революции он откликнулся стихотворением «Разрушение Бастилии» (1789), кото­рое полностью не сохранилось. Семнадцатилетний поэт восторженно пишет о «радостной свободе» и мечтает о соединении всех людей под ее знаменами, критикует Питта, установившего террор, аналогичный французскому.

В 1793 г. Колридж познакомился с Р. Саути и увлек его своими дерзновенными планами. Вместе они мечтали уехать в Америку, создать там общину свободных людей, тружеников и интеллектуалов-гуманистов, не подчиняющихся никакой власти. Увлечение поэта социально-утопическими идеями отразилось в стихотворениях «Пантисократия» (1794) и «О перспективе установления пантисократии в Америке» (1794). Поскольку денежных средств для поездки в Америку у друзей оказалось недостаточно, план создания пантисократии про­валился, о чем Колридж глубоко сожалел, так как слишком сильно был увлечен своей идеей. Совместно с Саути Колридж пишет драму «Па­дение Робеспьера» (1794). Следующее драматическое произведение Колриджа, трагедия «Осорио» (1797), была навеяна ему шиллеровскими «Разбойниками». В этой трагедии автор во многом заимствовал театральную стилистику модной в период раннего романтизма «драмы страсти» Д. Бейли.

В 1796 г. Колридж встретился с Вордсвортом, поэтическое сотруд­ничество с которым вылилось в создание в 1798 г. совместного сборника «Лирические баллады». После успеха «Лирических баллад» Колридж уехал в Германию, где провел год, серьезно изучая философию и литературу. Вернувшись на родину, он поселился в Кезуике, по сосед­ству с Вордсвортами, где и познакомился с Сарой Хатчинсон, сыграв­шей значительную роль в его дальнейшей судьбе. Ощущая трагическую невозможность счастья, он, полюбив Сару, воспевает ее в изумитель­ных по глубине, красоте и отточенности формы стихах. Азра — поэтическое имя Сары Хатчинсон — будет постоянно сопровождать Колриджа в дальнейших его скитаниях и мучительных поисках истины и красоты.

Этот образ преследовал поэта во время его двухлетнего пребывания на Мальте, где он служил секретарем английского губер­натора Александра Болла.

В 1816 г. Колридж переезжает в Лондон, где занимается главным образом литературно-критической и просветительской деятельностью. Здесь он публикует «Литературную биографию» (1817), «Светскую проповедь: обращение к высшим и средним классам по поводу насущ­ных бед и недовольств», «Листки Сивиллы», выступает с лекциями по философии, истории английской поэзии.

Из ранних стихотворений Колриджа необходимо отметить «Моно­дию на смерть Чаттертона» (1790). Характерно обращение Колриджа к жанру монодии, позволившей в своеобразной поэтической трактовке трагической судьбы английского поэта XVIII в. обнаружить незауряд­ное мастерство психолога. Колридж с особой горечью воспроизводит последние минуты жизни Чаттертона, которого погубили не столько нужда, сколько холодное пренебрежение света.

В «Сонете к реке Оттер» (1793) преобладают радостные и одновре­менно грустные настроения при прощании с детством, в «Женевьеве» (1790) отчетливо видны шекспировские черты портрета смуглой дамы и сочная палитра чувственной неги будущих «Еврейских мелодий» Байрона (ср., например, «Она идет во всей красе» и «Женевьева»). Любовная лирика молодого Колриджа представлена стихами, посвя­щенными его невесте Саре Фрикер («Поцелуй», 1793; «Вздох», 1794). Здесь радостное ожидание счастья, данное в барочной причудливой , форме, омрачено смутным ощущением его невозможности.