Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути

Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Стихотворение «Полуночный мороз» написано в 1798 г. и обращено к спящему сыну —Хартли Колриджу. Основной мотив произведения — пробуждение поэтического воображения, которое возвращает поэта в детство и юность, а затем вновь помещает его в реальность. Необык­новенно поэтическое при воссоздании тишины и покоя в полуночный мороз, это произведение Колриджа свидетельствует о его таланте воскрешать через романтические образы эмоции, формирующие некий второй уровень поэтического, сознания. Невольно вспоминается «Осень» Пушкина, особенно когда речь у Колриджа идет о размыш­лениях и фантазиях у камелька, когда «гаснет краткий день».

«В беседке»—другое описательное произведение Колриджа, в котором он по причине своего временного недомогания вынужден оставаться один, неподвижный, в беседке, в то время как его друзья совершают увлекательную прогулку по живописным местам. Однако статичность положения лирического героя контрастирует с динамикой его поэтического воображения, мысленно следующего за своими гос­тями по любимым тропам.

Вновь друзья,
Под необъятным небом стоя, видят 
Бескрайнюю дорогу, шпили храмов, 
Холмистые поля, луга и море
С ладьей на нем, быть может, парус 
Белеет ярко в голубом просвете 
Меж островов в тени лиловой.

(Пер. В.В. Рогова)

В 1797 —1802 гг., время, наиболее плодотворное в творчестве Колриджа, были созданы его самые известные и значительные произ­ведения в жанре разговорной поэмы: «Баллада о старом мореходе» (1797), «Кристабель» (1797), «Кубла Хан» (1798), «Франция» (1798), «Уныние» (1802), «Любовь и старость» (1802) и др.

Лирика и прозаические произведения поэта этих лет отражают необыкновенную творческую активность Колриджа, вместе с тем являются своеобразным итогом его теоретических поисков, сочетавших в себе разнообразные и многокрасочные традиции предромантизма, метафизические веяния барочной лирики с наметившимися возмож­ностями романтического искусства.

При общем нарастании элегических настроений и углублении социального скептицизма талантливого поэта-романтика четче опре­деляется философская направленность лирической поэзии Колриджа, смелее и яснее выступает эксперимент в поэтической структуре, полнее обозначается сложная, наполненная таинственной неразгаданной пре­лестью творческая лаборатория поэта и мыслителя.

Весной — меланхолия надежды, осенью — меланхолия покорно­сти, смирения — таковы главные, характерные для поэзии Колриджа тех лет мотивы его лирики, обусловленные эмоциональным настроем поэта. Природа для поэта имеет особый смысл, особое значение. Ее вечная мудрость и сила подавляют минутную слабость и отчаяние человека, направляют его на путь истины и добра. Но и они изменчивы, находятся в состоянии творчества, становления. Нетленна и вечна одна лишь мысль поэта, его идеал.

На них поэт сосредоточивает свое внимание, он как бы освобождает мысль от ее оболочки, обнажает и показывает ее миру («Постоянство идеального объекта», «Гимн земле»).

В эти годы Колридж пересматривает и переоценивает свои прежние политические идеалы. Обращение к событиям Французской револю­ции означало в новых исторических условиях разочарование в идеалах свободы, дискредитированных Наполеоном, которого поэт назвал «безумным мечтателем безумного мира». Такая позиция была харак­терна для многих современников Колриджа, увидевших в Наполеоне-императоре властители, развязавшего захватнические войны. Само понятие свободы для Колриджа ассоциировалось теперь только со стихиями природы, человеческие же деяния уничтожили само содер­жание этого понятия. Внутренний пафос оды «Франции» направлен на разоблачение бесперспективности индивидуалистического отноше­ния к миру. В этом большая заслуга поэта, впервые в литературе английского романтизма подвергнувшего критике культ индивидуа­лизма, показавшего безысходность индивидуалистического бунтарства. Достаточно вспомнить лирическое стихотворение «В беседке», дающее ясное представление о тех чувствах, которые переживает поэт, расс­тавшись со своими друзьями. Воображение не разлучает его с ними, а вечерняя природа вносит в его уединение умиротворение и ту внут­реннюю гармонию, которая объединяет, по мысли Колриджа, искус­ственное и естественное, природу и человека, мысли и чувства.

Продолжая традиции медитативной лирики XVIII в., Колридж широко использует в своей поэзии эмоционально окрашенные эпитеты (тень от листа, обрызганного лучами), настраивая читателя на тонкую игру настроений и чувств.