Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути

Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Третьим представителем Озерной школы был Роберт Саути (1774 —1843), разделявший многие эстетические искания Вордсворта и Колриджа. Саути с самого начала своего творческого пути был тесно связан сначала с Колриджем, потом с Вордсвортом. Первое произве­дение поэта —драма «Падение Робеспьера» (1794) —было издано под именем Колриджа, хотя два акта из трех написаны Саути.

Политические взгляды Саути, радикальные по своей сути, в начале 40-х годов сменились реакционными, что вызвало не только резкую критику со стороны его врагов, но и насмешки единомышленников. Байрон отмечал совершенный стиль, Саути, но осудил ренегатство поэта:

Боб Саути! 
Ты — поэт, лауреат 
И представитель бардов, превосходно! 
Ты ныне, как отменный тори, ат­тестован: это модно и доходно.  
Ну, как живешь, почтенный ренегат?

В 1812 г. Шелли писал в письме Годвину: «Саути, поэт, чьи принципы когда-то были чисты и возвышенны, теперь стал угодливым защитником всякого абсурда и мракобесия». Шелли имел в виду политическую программу Саути 1811 — 1812- гг., его выступления против предоставления католикам гражданских свобод, парламентских реформ и борьбы ирландцев за независимость.

Роберт Саути родился в семье торговца в Бристоле, учился в Оксфордском университете. После краткого пребывания в Испании (1795—1796), оказавшего на него сильное впечатление и послужившего импульсом для серьезного изучения культуры и истории этой страны, он поселился в Кезвике, поблизости от Вордсворта. Сблизившись с Вордсвортом и Колриджем, он знакомится с основными положениями их эстетической программы, изложенной в предисловии к сборнику баллад, и почти полностью их принимает. В отличие от Вордсворта и Колриджа Саути не проявлял особого интереса к теории романтизма. В 1813 г. он получил звание поэта-лауреата, от которого отказался В. Скотт.

Творчество Саути можно разделить на два периода: первый —1794 — 1813 гг., для которого характерно преобладание поэзии и драматиче­ских произведений; второй после —1813 до 1843 г., когда были созданы в основном прозаические произведения.

Свою творческую деятельность Саути начал в конце 90-х годов, обратившись к жанру народной баллады. Его первые произведения пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродягам. В ряде произ­ведений — «Жена солдата», «Жалобы бедняков», «Похороны нищего» — поэт выступает против бесправия и угнетения народа.

Так, в балладе «Жалобы бедняков» в форме развернутого ответа на вопрос богача —собеседника поэта о том, на что ропщет бедный люд, автор выводит целую галерею бедняков, вынужденных в морозную холодную ночь просить милостыню у случайных прохожих.

Седой старик, сгорбленный и хилый, просящий на вязанку дров; мальчик в лохмотьях, у которого отец при смерти, а дома нет хлеба; женщина с двумя малютками, чей муж — солдат, а она должна добывать хлеб подаянием; голодная уличная красавица. Каждый портрет в балладе строго индивидуализирован, бытовые зарисовки правдивы, но картина нищеты и бесправия народа смягчена морализаторской концовкой.

Более сильные критические интонации, направленные против войн, всю тяжесть которых несет простой народ, звучат в стихотво­рении «Бленхеймский бой». Как и в балладе «Жалобы бедняков», повествование от лица главного героя обрамлено здесь вопроситель­ной интонацией. Дети просят деда. рассказать о войне, почему она началась, во имя чего велась. В отличие от первой баллады, в ответе старика, который и для себя не нашел ответа на этот вопрос, скрыта ирония:

Добиться этого и сам 
Я с малых лет не мог, 
Но говорили все, что свет 
Таких не видывал побед.

(Пер. А. Плещеева)

Рассказывая о войне, старик не скрывает от внуков ужасных подробностей, связанных с ней.

Саути постоянно сталкивает в балладе реальность и версию офи­циальной историографии, причем иронический балладный рефрен «Мир не видал побед славней» контрастнее подчеркивает антинарод­ный характер войны, которую вела Англия совместно с Австрией против Франции за испанское наследство (в стихотворении речь идет о подлинном историческом событии 1704 г.).