Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути

Озерная школа - Вордсворт, Колридж, Саути
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В отличие от Вордсворта, обращавшегося к острой социальной проблематике современности, Саути в балладах использует преимуще­ственно средневековые сюжеты. Причем характерно, что от народной баллады Саути воспринял только форму. Таковы «Суд божий над епископом» (1799), «Талаба-разрушитель» (1801), «Проклятие Кехамы» (1810), «Родерик, последний из готов» (1814) и др. В балладе о жадном епископе, который во время голода не только не поделился зерном с голодающими, но и созвал всех просителей в амбар и поджег их, поэт подчеркивает прежде всего нравственно-этическое содержание поступ­ка. За жестокость епископ поплатился смертью — возмездие настигло его в неприступной рейнской башне.

Как и Колридж, Саути акцентирует внимание на чудесном, сверхъ­естественном. В балладе «Варвик» («Сэр Уильям и Эвин») показан мрачный убийца, утопивший в реке младенца. Совесть персонифици­руется у поэта в виде страшилища, которое повсюду бродит за пре­ступником и не дает ему нигде покоя. В балладе «О том, как старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» автор говорит о суевериях, глубоко укоренившихся в патриархальном крестьянском сознании, но пытается увлечь читателя искусственным нагнетанием драматизма. Используя народный сказочный мотив борьбы дьявола за душу умершей, поэт трактует это в мистическом плане, рисуя натуралистические подробности торжества дьявольской затеи.

Показательно отношение Вордсворта и Колриджа к Саути в ранний период его творчества.

Когда в 1797 г. были опубликованы первые стихотворения Саути, Колридж отметил явную тенденцию поэта к острому занимательному сюжету ради сюжета. Вордсворт оценил живописные детали поэмы «Мэдок» (1805), но критиковал автора за полное незнание человеческой природы и человеческого сердца.

Поэмы Саути, написанные во время наполеоновских войн —«Мэдок», «Талаба-разрушитель», «Проклятье Кехамы», «Родерик, послед­ний из готов», — объединены общностью восточной проблематики и сходством в характере главных героев, исполненных веры, которая наставляет их на путь истинный или помогает победить врагов. Таков арабский витязь Талаба, поборник справедливости, выступающий против злых волшебников, символизирующих мировое зло; таков кельтский князь Мэдок, отправляющийся в Мексику создавать новое государство ацтеков; таков Ладурлад, побеждающий Кехаму, или Ро­дерик, искупающий свою вину перед вассалами отречением от коро­левской власти. Байрон назвал Саути «продавцом баллад», высмеивая антихудожественность, иррационализм и нелепость фантазии в его балладах.

Став поэтом-лауреатом, Саути вынужден был писать о всех при­дворных празднествах, а также о важных политических событиях. «Видение суда» — поэма, созданная в 1821 г., свидетельствует о верноподданнических чувствах поэта, посвятившего памяти умершего короля Георга III хвалебные строки оды. В предисловии к поэме Саути бросил вызов Байрону и поэтам «сатанинской школы». Так он назвал литераторов, настроенных оппозиционно по отношению к правитель­ству и подрывающих устои законности и порядка, сеющих смуту и бунт среди жителей Британских островов.

Во второй период творчества, характеризующийся ослаблением интереса Саути к поэзии, он создал прозаические произведения («Жизнь Нельсона», 1813; «Смерть Артура», 1817; «Жизнь Уэсли», 1818 и др.), в которых сказалось мастерство Саути-прозаика. Обращение к крупным фигурам, оказавшим существенное влияние на английскую историю (Нельсон, король Артур, Уэсли), было обусловлено не только его положением поэта-лауреата, но и интересом Саути к исторической проблематике. В этрт период особенно усиливаются нападки на Саути со стороны либеральной буржуазной прессы (Хэзлит, Джеффри) и критикуются его политические взгляды (Байрон, Шелли).

Разделяя эстетические воззрения Колриджа и Вордсворта и обра­тившись к народному творчеству, Саути продолжил реформу стиха, сделав его более гибким и простым, внеся некоторые изменения в литературный стиль своей эпохи. Например, в произведениях «Талаба-разрушитель» и «Проклятие Кехамы» использован ямб в сочетании с другими размерами, а также с различными по длине рифмующимися строками.

Живописный фон в стихотворениях Саути был несколько надуман­ным; его больше привлекало изображение мельчайших подробностей в духе фламандской школы, чем выделение главного, существенного.

Деятельность поэтов Озерной школы и других английских роман­тиков той поры протекала во время завершавшегося промышленного переворота в стране и выработки новой системы взглядов на мир, на искусство в период, который подводил итог исканиям просветителей и открывал качественно новую страницу в истории лирической поэзии, связанную с эпохой романтизма.