Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Литература Викторианской эпохи

Литература Викторианской эпохи
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Развивая традиции просветительского реалистического романа, литература XIX в. не только расширила и углубила их, но и обогатила новыми тенденциями, наметившимися в духовной жизни общества.

Начинается ли викторианский век с вступления на трон королевы Виктории в 1837 г. или он подготовлен предшествующим развитием исторических событий? Современные историки литературы отвечают на этот вопрос неоднозначно, но прослеживается явная тенденция показать и доказать вероятность второго предположения. Именно в 20—30-е годы обозначились те политические и идеологические тен­денции, которые подготовили почву для ускоренного формирования идей и оценочных критериев, обычно ассоциирующихся с викторианством.

В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода.

Первый период — 30-е годы; второй — 40-е,или «голодные соро­ковые», третий — 50—60-е годы. 30-е годы характеризуются ускорен­ным развитием английского общества по пути буржуазного прогресса и сложного изменения его социальной структуры, развитием рабочего движения, приходом буржуа с помощью народных масс к политической власти в результате избирательной реформы 1832 г. Огромные успехи национальной индустрии, отмена в 1834 г. «хлебных» законов сопро­вождались расширением деятельности Англии в других странах мира, развитием ее внешней торговли, осуществлением колониальных захва­тов. В 30-е годы серьезные изменения происходят в развитии промыш­ленного Севера. На первый план выдвигается крупнейший индустриальный город Манчестер, давший название школе политэко­номии, интересующейся в равной степени и этикой, и социологией.

Требование свободы торговли, благополучия и процветания для всех слоев населения оказались актуальными проблемами и для науки, и для литературы, и для искусства. Наиболее значительным идеологом буржуазного либерализма был Д. Бентам (1748—1832), положивший начало теории утилитаризма, нашедшей выражение в проповеди прак­тицизма, личной инициативы и предпринимательства. Его лозунг «наибольшего счастья для наибольшего количества людей» должен был привлечь массы своим откровенным утопизмом и иллюзорностью, успокоив общественное мнение, напуганное размахом рабочего дви­жения.

Обострение социальных противоречий привело буржуазную науку к постановке и необходимости разрешения ряда важнейших социаль­ных задач, в частности проблем народного образования, борьбы с нищетой, состояния тюрем и работных домов. Но наибольшее осуж­дение У. Годвина, Коббета и Хэззлита вызвали взгляды Т.Р. Мальтуса (1766—1834), особенно его «Опыт о законе народонаселения» (1798). Ч. Дарвин утверждал, напротив, что именно это произведение Мальтуса помогло ему найти путь к созданию собственной теории эволюции. Уже в это время в английской буржуазной идеологии, либеральной по своим устремлениям, и в самом чартизме, где наметилось размежевание между сторонниками физической и моральной силы, идея усовершен­ствования политической системы мирными парламентскими метода­ми, законными средствами всячески пропагандировалась и обретала своих сторонников. Немалую роль в этом сыграл и компромиссный характер развития Англии после «Славной революции» 1688 г. и постепенное, медленное, но поступательное движение в сторону раз­вития «демократии для всех». Не случайно именно в 30-е годы возро­дились старые традиции выражения идей и суждений в эссеистике и очерке, стали обновляться уже известные концепции историзма в свете умеренного эволюционного плана обновления общества и его инсти­тутов.

В романах Диккенса все эти идеи найдут отражение позднее, в 40—50-е годы, наряду с остронегативным отношением писателя к теории разумного эгоизма, себялюбия и практицизма. Наиболее зна­чительными историками этого периода были Т.Б. Маколей (1800— 1859), автор «Истории Англии» (1849—1855), а также рецензий и статей о Байроне, Адцисоне, Свифте.

В идеологической борьбе 30-х годов особую роль суждено было сыграть «Молодой Англии», обществу, собравшему представителей аристократии, выступившей против политики буржуазии с позиций феодального социализма. Главой «Молодой Англии» был Б. Дизраэли. Представители «Молодой Англии» ратовали за возрождение нации, «погрязшей в грехе и пороке», и рекомендовали обратиться к религии как к серьезному нравственному оружию, нацеленному на исправление общественных противоречий.

Однако подлинным выразителем сложностей и противоречий вик­торианского века суждено было стать Томасу Карлайлу (1795—1881), сочинения которого отразили духовную жизнь нации на протяжении целого столетия. Блестящий мыслитель и оратор, памфлетист и исто­рик, он оказал влияние на творчество Диккенса и Герцена, Толстого и Уитмена. Он был связан с итальянскими карбонариями и с английским утопическим социалистом Р. Оуэном, вторым после Колриджа познакомил английского читателя с немецкой литературой и филосо­фией (он состоял в переписке с Гёте, написал книгу о Шиллере). Карлайлу принадлежат памфлеты: «Чартизм», «Прошлое и настоящее», свидетельствующие о том, что их автор был далек от апологетического восхваления буржуазных порядков и осуждения подъема рабочего движения.