Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Анна Бронте

Анна Бронте
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Анна Бронте приоткрыла дверь в святая святых — «дом-крепость» англичанина и показала, какой ужас там творится.

Следующим этапом была ее работа в семействе мистера Меррея. Из дома буржуазного она попадает в среду провинциального дворянства, что позволяет дать более широкую картину нравов эпохи. Един­ственным увлечением хозяина являются лошади, охота на лисиц, встречи с приятелями. Его жена, хорошо сохранившаяся дама сорока лет, всецело занята собой, туалетами, балами. Судьба детей ее особенно не волнует, главное — не надо «утомлять». Она спешит выдать замуж свою старшую хорошенькую дочь Розали, и та попадает в богатый дом-тюрьму. Мгновенно рушатся надежды легкомысленной и тще­славной натуры на красивую жизнь, успехи в обществе, семейное счастье. По иронии судьбы, единственным человеком, который может выслушать ее и понять, является бедная одинокая гувернантка. Тема крушения надежд постоянно варьируется в романе.

Не менее важен и другой слой общества: кухарка в доме Блумс-фильдов, симпатизирующая гувернантке, старуха-прихожанка с «ривматизмом» — все они — простые люди, способные помочь, поддержать. Нравственное чувство в них развито более сильно, в них нет той жестокости, которая свойственна одной из учениц Агнес, «просто так» флиртующей со священником Вестоном, в которого влюблена гувернантка. В критический момент она вспоминает биб­лейскую притчу о бедняке, на единственную овцу которого позарился богач, тем самым усиливается в романе трагическое звучание судьбы Агнес. Борьба с постоянным унижением извне и чувством одиночества внутри завершается победой. В финале она обретает счастье в браке со священником Вестоном, человеком очень близким ей по духу, появляется твердое убеждение, что совершенство человеческой натуры не является игрой ее воображения.

Второй роман — «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» — представ­ляет собой более сложную художественную и композиционную струк­туру, включающую в себя письма, дневниковые записи, сочетание различных точек зрения, взглядов и суждений персонажей, он более «населен» представителями самых разных слоев общества. Временные пласты находятся в более сложных взаимоотношениях. Роман по-сво­ему уникален.

Безусловно, на взгляды Анны Бронте оказали большое влияние поборницы феминизма — Мэри Уолстонкрофт и Маргарет Фуллер, боровшиеся за равноправие женщин и самостоятельность их выбора, довольно резко выступившие против викторианского идеала женщины: милой, очаровательной жены, матери, хозяйки. Идея равенства полов, необходимость участия в труде, дающем заработок и определенную независимость, была близка всем сестрам Бронте. В новом романе все идеи обрели своеобразное художественное воплощение.

Толчком к созданию сюжета послужила в определенной степени внутрисемейная трагедия семьи Бронте — судьба спившегося, почти потерявшего нормальный человеческий облик Брэнуэлла, которому все хотели помочь, но тщетно. История эта определила тематику романа, один из персонажей которого является прототипом погибшего брата Анны.

Внешне событийный уровень романа: появление красивой незна­комки в Уайлдфелл-холле, загадочность ее поведения, своеобразие воспитания, которое она дает сыну, явное внимание мужчин, много­численные сплетни — все это сочетается с другим, внутренне-эмоци­ональным уровнем, страданием самой Эллен, пережившей драму, разрыв с мужем-пьяницей, замучившим ее скандалами.

Анна Бронте продемонстрировала искусство создания очень реа­листических образов женщин в трагические моменты жизни, когда они способны проявить выдержку, волю, смелость.

Роман делится на три части. Местом действия первой является гористая местность, где находится поместье Гилберта Макхэма, полу­чившего его от отца, и где он живет с матерью, нервным подростком братом и хорошенькой сестрой, мужу которой он будет позже писать письма. Жизнь тянется довольно однообразно, проходит в заботах о сене, хозяйстве, скрашена лишь флиртом с хорошенькой младшей дочерью священника, сочетающей внешнюю привлекательность с тще­славием и вульгарностью.

В слаженный быт внезапно врывается красивая незнакомка с маленьким сыном, пожелавшая жить в мрачном полуразрушенном доме Уайлдфелл-холл, находящемся неподалеку. Она снимает жилье у Фредерика Лоуренса, чья семья владеет домом давным давно. Имен­но ей, Эллен, суждено «взорвать» это сонное болото устоявшейся скучной жизни.

С большим мастерством Анна Бронте прослеживает изменения в психологии и поведении окружающих людей. Первая реакция ферме­ров — антипатия по отношению к Эллен Грэхэм, которая не вписы­вается в их «круг», со свойственными ей манерами, молчаливостью (как им кажется — надменностью), строгостью в отношении воспита­ния ребенка. Гилберт проходит сложный путь от наивного интереса до сильного и глубокого чувства, достойного умной и красивой Эллен. Душевная трансформация идет почти незаметно для самого героя, но прослеживается внимательно самим автором путем фиксации эмоци­онального состояния. Природа становится свидетелем и неким «соу­частником» того, что происходит с Гилбертом. Она «ликует» на восходе, жаворонки поют среди ползущих серых облаков, дождь, освежающий и теплый, оставляет на ветвях и траве сверкающие капли. «Но никакой луч восходящего солнца не мог проникнуть мне в сердце, никакой бриз не способен освежить его, ничто не могло заменить веру, надежду и радость, которую оставила Эллен Грэхэм».

Когда разразился скандал по поводу подозрений в том, что Эллен — любовница Лоуренса, ее вначале защищает Гилберт, но случайный инцидент заставляет его поверить и изменить отношение к любимой женщине, обрести наглый тон, так как в его представлении она превратилась из добропорядочной в бесчестную.