Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Анна Бронте

Анна Бронте
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Для героев романа любовь — сильное и глубокое чувство, окра­шенное борьбой характеров, утверждением собственного достоинства. Оно обретает массу красок и оттенков: самопожертвование, эгоизм, зависимость от «общественного мнения», страсть, ярость, в которую приходит Эллен, осознав перемену в отношении к ней Гилберта.

Вторая часть романа представляет собой дневник незнакомки, переводящий все повествование совершенно в другой план. Благодаря эмоциональной окрашенности и смешению стилей повествования поддерживается неослабевающий интерес. Тайна Эллен - переносит читателя в иную среду, в другой слой общества, в котором владельцы больших поместий не озабочены ведением хозяйства, но более сезоном, проведенным в Лондоне. Мир джентри представлен изнутри во всех деталях быта и нравов: манеры, званые обеды, охота, вечерний чай, блюда, подаваемые на стол.

Здесь свои драмы, трагедии, изломанные человеческие судьбы. Мастерство Анны Бронте ощущается не только в верности правде, детализации зарисовок, но и в измененном темпе изложения материала.

Впервые возникает образ Артура Хантингдона, мужа Эллен. В пору влюбленности он был веселым, добрым человеком со смеющимися глазами и нежной улыбкой. После нескольких месяцев пьянства и разгула в компании приятелей он начинает опускаться, лгать. Таким образом разрушена семья, убита любовь самой Эллен. Прототипом героя был собственный брат Анны — Брэнуэлл. Она изобразила в романе типичный для пьяницы завтрак в полдень — бренди и сода, его невероятную раздражительность, громкий смех, оскорбительные выпады в адрес ближних. У Артура была и характерная голова с кудрями каштанового цвета, поднимающимися над высоким лбом, подобно короне.

Кстати, отец, Патрик Бронте, испытывая отчаяние, записал в дневнике: «Мой любимый, умный сын превратился в ско­тину!» А сестра Шарлотта была категорически против раскрытия домашних тайн и появления подобного образа в романе, однако Анна настояла на своем и возвела домашнюю драму в ранг социального явления. Впервые в национальной литературе она показала бунт женщины и уход ее из семьи, попытку самой содержать себя и воспитывать маленького сына в соответствии с высокими моральными принципами. Эллен по-своему исполняет долг и сохраняет чувство собственного достоинства.

Знакомство с дневником усиливает любовь Гилберта, он сострадает Эллен, милой незнакомке с нежным лицом и темно-серыми глазами, которой пришлось перенести семейный ад. Но герои должны расстать­ся.

Далее в повествовании следует некоторый временной промежуток, третья часть представляет собой письма Гилберта, а также письма Эллен брату. В финале герои обретают семейное счастье, в великолепное августовское утро назначена их свадьба.

Сложному, порой дисгармоничному миру человеческих страстей противопоставлен в романе счастливый микромир, в котором живут дети, собаки, певчие птицы. Маленький Артур робко, неловко, испы­тывая страх и восхищение одновременно, приближается к великолеп­ному черно-белому сеттеру Гилберта. И читатель вместе с ним ощущает счастье. Анна Бронте очень любила детей, понимала их психологию, а прототипом сеттера Санчо была одна из самых любимых в ее доме собак. Кстати, Анна единственная в семье умела хорошо рисовать детей и животных.

Реалистически верный фон плотно заселен фермерами, работни­ками, представителями джентри. Здесь же глуповатый дядя Эллен и ее суровая тетка-пуританка, негодяи и люди порядочные, хорошие и плохие — они предваряют появление многочисленных диккенсовских типов.

Пейзажи Западного Йоркшира — вересковые пустоши, холмы в момент теплого, окрашенного золотом июльского заката, легкие замо­розки осенью на рассвете, холодный, облачный декабрьский полдень или ясное морозное утро, когда солнце поднимается над сверкающими снегами, —все это вносит поэтическую ноту в повествование. У Анны Бронте ясный слог, нет «красивых» пассажей, но есть изысканная простота, которая достигается напряженной работой над стилем и словом. Творчество А. Бронте приобрело большую известность в XX в., когда стало ясно, какой значительный вклад она внесла в эволюцию психологической школы письма, эволюцию феминистской темы.

Сестры Бронте во многом подготовили жанровые новации и опре­делили характер национальной прозы. Их творчеству свойствен глубо­кий интерес к эпохе, стремление ее осмыслить, удивительные прозрения в сфере постижения психологии человека. Диапазон худо­жественных исканий включал в себя драматически насыщенное пове­ствование, многожанровость романной структуры, стихи, доку­ментально окрашенную прозу.

Их лирика раскрыла напряженную духовную жизнь, этапы само­познания, гордый индивидуализм, стремление как можно более точно выразить свои мысли, чувства, свое отношение к современности.

Они сумели воссоздать образ мышления собственной эпохи, сое­динив воедино романтическую и реалистическую эстетику.