Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Энтони Троллоп

Энтони Троллоп
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Энтони Троллопа английские критики называют меньшим Теккереем, однако это вряд ли справедливо, так как Троллоп при всей своей симпатии к учителю и другу (именно Теккерей ввел Троллопа в большую литературу, напечатав его романы в «Карнеги мэгэзин») занимает свое достойное место в истории английской литературы.

Начав свой творческий путь в 50-е годы, Троллоп явился вырази­телем идей своего времени. В своих произведениях он убедительно показал несовершенство романной формы этого периода, чрезвычайно рыхлой, рассчитанной на джентльменскую читательскую аудиторию и необходимость ее коренного улучшения.

Подобно многим своим соотечественникам, Троллоп шел в ногу с викторианским веком, критиковал его отдельные недостатки, хотя в целом поддерживал и одобрял.

Потребовалось не одно десятилетие, прежде чем Троллоп стал писателем. Однако в отличие, скажем, от Стендаля, также начавшего писать в зрелом возрасте, Троллопа в меньшей степени занимает творческая лаборатория художника. Он был рожден веком позитивизма и хорошо понимал, что современный роман должен отражать повсед­невную жизнь, оживленную юмором и подслащенную пафосом. Пи­сатель оказался целиком во власти этого повседневного жизненного материала, и не его вина, что он иногда бывает скучен, монотонен и лишен оригинальности. Троллоп признавал, что структура его романов, их композиция неудачны, но он был блестящим импровизатором и создателем живого человеческого характера, воплотившим свои пред­ставления о человеческой природе в своеобразной хронике жизни провинциальной Англии, английском варианте «Человеческой коме­дии».

Э. Троллоп родился и вырос в семье, достаточно обеспеченной благодаря постоянным усилиям его матери, автора многочисленных романов. Фрэнсис Троллоп (1780—1863) была женщиной неистощи­мой энергии, постоянно ищущей и идущей на авантюры. Начала писать в 50 лет и, работая без устали, создала 40 романов, среди которых «Домашние манеры американцев» (1832), «Париж и парижане» (1835), «Вена и австрийцы» (1838), «Поездка в Италию» (1842). Одно время она увлекалась фермерством. Незадолго до смерти, к своему удивле­нию, увидела первый напечатанный роман своего сына Энтони. Эн­тони не был любимым ребенком в семье, и родители не возлагали на него больших надежд. Более того, миссис Троллоп решила, что ему нужно стать австрийским кавалеристом, а затем поступить в почтовое ведомство. Мальчику дали хорошее образование, и он отчасти сумел оправдать надежды матери, а именно — стать чиновником почтового ведомства.

С 1841 г. Троллоп занимал престижную должность в Западной Ирландии и ревностно служил делу, введя практические новшества в почтовое обслуживание населения.

Щедрый на проявление доброты и любви к людям, Троллоп мучительно переживал полное равнодушие к себе со стороны самых близких ему людей. Позднее в «Автобиографии» он писал: «Я признал всю слабость неутомимой потребности быть любимым, желание нра­виться тем, кто меня окружал. Ни один ребенок, ни один мальчик, ни один подросток, ни один юноша не был настолько обделен симпатией и сердечной теплотой».

Троллоп был замкнут, сосредоточен в себе, и именно это помогло ему стать настоящим художником. Он долго вынашивал сюжеты своих будущих романов, четко представлял себе своих персонажей, внеш­ность которых полностью соответствовала их внутреннему содержа­нию. Отсюда чрезвычайная убедительность его произведений, о которой писал Генри Джеймс.

Его яркий непревзойденный талант заключается прежде всего в своеобразном, присущем только ему показе повседневного, обычного. Он ощущал все ежедневное, сиюминутное так, как будто видел это перед глазами, и сумел описать увиденное с грустью, радостью, очарованием, комизмом — так, как принимал его в жизни. Ритм его романов чрезвычайно медленный, но мы постепенно привыкаем к нему, а потом даже убеждаемся в том, что это и есть ритм самой жизни.

В творчестве Троллопа можно выделить два типа романов, если учитывать их содержание и основную проблематику.

К первому относятся «Барсетширские хроники» — серия романов из жизни современной провинциальной Англии. Это романы «Попе­читель» (1855), «Башни Барчестера» (1857), «Доктор Торн» (1858), «Пасторский дом в Фремли» (1861), «Домик в Оллингтоне» (1864), «Последняя хроника Барсета» (1866—1867). Ко второму типу принад­лежат 6 романов из парламентской жизни: «Можете ли вы простить ей?» (1864), «Финеас Финн» (1869), «Бриллианты Юстесов» (1873), «Финеас возвратившийся» (1873—1874), «Премьер-министр» (1875— 1876).

Подобная классификация помогает концентрировать внимание читателя на основных проблемах, составляющих суть, характер произ­ведения. Следует отметить, что черты, присущие политическим рома­нам, характерны и для «барсетширской серии», поскольку в них идет речь о борьбе за власть, высокие должности.

Действие романов «барсетширской серии» в большинстве своем развивается в вымышленном западном графстве Барсет со столицей Барчестер, о котором писатель вспоминает: «Я все имел в своей голове — его дороги и тропинки, его города и приходы, членов парламента и даже различные охоты, проходившие в окрестностях. Я знал всех его знатных лордов и их замки, сквайров и их парки, ректоров и их церкви.