Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Энтони Троллоп

Энтони Троллоп
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Ни в одной истории не было названия, данного вымышленному месту, которое я не стал бы делать, как если бы я жил или бродил там...» Барсетширская серия романов связана сквозным персонажем, и он придерживался этого приема в политической серии или «пэлизеровских романах». Троллоп был необыкновенно плодовит, создав за 20 лет творческой деятельности 47 романов, несколько книг о путешествиях, биографий.

Ключевым романом первого типа, своеобразным вступлением к барсетширской серии служит роман «Попечитель». Перед читателем предстает жизнь одного графства, тесно связанная с англиканской церковью, важнейшим оплотом викторианской морали и социальной стабильности. Главный герой романа — архидиакон Грантли — меч­тает о епископской митре. Даже у смертного одра своего отца-епископа он не забывает о своих честолюбивых намерениях. Борьба мирского и духовного начал в душе Грантли составляет внутренний драматизм повествования. Положительный герой романа —священник Гардинг. Для него моральное право оказывается выше мирских суетных дел, и он добровольно отказывается от должности попечителя богадельни.

Миссис Прауди, жена епископа, властолюбива, а епископский капеллан Слоун не гнушается никакими средствами, чтобы сделать карьеру. Это наиболее яркие и запоминающиеся образы Троллопа, создающие определенную реалистическую среду, не менее убедитель­ную, чем в «Ярмарке тщеславия». Троллоп знает о своих героях все и щедро делится своими знаниями с читателем.

Совершенно очевидны в романе традиции Г. Филдинга и Д. Остен. С Филдингом Троллопа связывает мастерство создания характера, основанного на непримиримом противоречии кажущегося и истинно­го, мнимого и правдивого.

У Д. Остен писатель заимствует тонкую наблюдательность, рож­денную терпеливым и вдумчивым отношением к человеку, умением видеть все стороны его натуры.

Политическими, или пэлизеровскими, романы названы потому, что фоном действия служит в них парламентская жизнь в Великобри­тании (за исключением «Бриллиантов Юстесов»). Кроме того, их объединяет история семьи герцогов Омниумов. Каждое произведение можно воспринимать как законченный роман, содержащий огромное количество главных и второстепенных персонажей. «Я рассматриваю эту галерею образов, — писал Троллоп в «Автобиографии», — как лучшее создание своей жизни».

Барсетширские романы пользовались большим успехом у публики, потому что они просто, живо написаны. Они также более оптимистич­ны по характеру, ибо создавались в то время, когда Троллоп верил в необходимость реформ, разумных и естественных в условиях виктори­анской Англии. Во второй половине 60-х годов, когда Троллоп начал писать и первые романы пэлизеровской серии, он разделял другие, более пессимистические убеждения. Социальные реформы и техниче­ский прогресс, как ни желанны они были, во многом оказались разрушительными и несвоевременными; более того, они часто прово­дились людьми бесчестными и иногда в корыстных и пагубных для общественного блага целях.

Такие мрачные темы и материал, используемый Троллопом для их иллюстрации, были слишком далеки от «чистой» комедии и безбедного, хотя и однообразного существования в Барсетшире и менее привлека­тельны для читателя. Но вместе с тем совершенно очевидно, что поздние романы Троллопа гораздо тверже отстаивают высокие мораль­ные принципы, чем его предыдущие произведения.

Последний роман этой серии — «Дети герцога» начинается сценой смерти герцогини Омниум. Ее муж, герцог Плантагенет, — наиболее яркий персонаж всей политической серии. Он целиком посвятил себя политике. Незадолго до кончины жены удалившись с поста премьер­министра, он остается пэром в палате лордов. Впервые в своей жизни герцог вплотную сталкивается со своими взрослыми детьми, которые были целиком на попечении супруги, и с удивлением замечает, что они ведут себя не так, как подобает детям герцога. Старшему сыну, лорду Силвербриджу, приходится прервать курс обучения в Оксфорде из-за опасности скандальной огласки его неблаговидного поведения, а дочь леди Мэри влюбилась в человека не их круга Фрэнсиса Тригера, младшего сына корнуэллского дворянина. Герцог разочаровывается в своих детях, Считая их посредственностями. Что можно ждать от лорда Силвербриджа, если его политические убеждения (он консерватор) в корне расходятся с традиционным семейным либерализмом, если он собирается жениться на американке. Типично нравоописательный роман Троллоп заселил великолепно выписанными фигурами (миссис Финн, леди Мейбл Грелс и др.), которые чувствуют себя в романе так же легко и непосредственно, как и в реальной жизни. Картежная игра, скачки, клубы, светские приемы не просто являются фоном повество­вания, рисуя быт привилегированных сословий, но и помогают автору создать коллективный портрет английской правящей элиты.

Однако Троллоп — искусный импровизатор и увлекательный рас­сказчик, заранее составивший план рассказа и держащий в памяти всех действующих лиц. Иногда он выступает в роли светского репортера, хроникера, повествующего о событиях в жизни уже хорошо известных нам по другим книгам серии действующих лиц. Некоторые из них напоминают нам теккереевских героев. Например, майор Тифто — майора Тафто (у Теккерея), Изабел Бонкассен — Бекки Шарп.