Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Энтони Троллоп

Энтони Троллоп
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




«Бриллианты Юстесов» — третий роман серии, где равно одина­ковое место занимают политика и таинственная история с исчезнове­нием фамильных бриллиантов. Богатая вдова баронета Флориана Юстеса Лиззи утверждает, что бриллианты были подарены ей ее мужем в знак любви и верности. Друзья и адвокаты убеждены, что она владеет ими незаконно, так как это фамильные драгоценности, которые по английским законам не являются личной собственностью ни одного из супругов. Ее новый жених лорд Фавн настаивает на том, чтобы она их вернула. Лиззи уезжает в шотландское поместье мужа и увозит с собой в шкатулке все драгоценности, которые в дороге вдруг таинст­венно исчезают.

Роман великолепно построен. Здесь много побочных сюжетных линий, удачно вписывающихся в общую повествовательную канву произведения. Отдавая должное мастерству Уилки Коллинза в исполь­зовании аналогичного сюжета с пропавшим лунным камнем, Троллоп создает свой вариант почти детективного сюжета. Лиззи Грейсток несомненно близка героине Теккерея Бекки Шарп. Она умна, обая­тельна, энергична, отважна и даже авантюристична.

Хотя Лиззи имеет многочисленных респектабельных родственников, она, как и Бекки, самостоятельна и не ждет ни от кого помощи.

«Она очень умна» — вот однозначная характеристика, которую дают ей как ее друзья, так и недоброжелатели. Пожалуй, именно в этом романе Троллоп отступил от своего обычного правила изображать характеры без господствующей страсти, без доминирующей в них черты. И все-таки Лиззи от этого не проиграла. Она показана во взаимоотношениях с друзьями, любовником, родственниками, людьми разного социального положения.

Везде она притягивает к себе как магнит, все берет под контроль любую, даже самую опасную и чреватую неприятными для нее последствиями ситуацию. Достойным партнером в ее великосветской интриге выступает Фрэнк Грейсток, адвокат по образованию, совершенно самостоятельно сделавший блестящую карь­еру, ибо отец предложил ему в свое время выбрать духовный сан. В 30 лет Фрэнк — депутат парламента. В политических романах при вос­создании жизни правящих кругов Великобритании Троллоп использует скорее иронию, чем сатиру. Ревностный хранитель фамильной чести лорд Фавн, высокомерная леди Омниум, чиновники разных рангов нарисованы Троллопом со всеми их достоинствами и недостатками. Смешные стороны характеров некоторых персонажей (например, мис­сис Гестлер) лишь подчеркивают их правдоподобие. Маленький про­винциальный мирок Барсетшира представлен иначе. Здесь все менее значительно, менее масштабно, но страсти и борьба за карьеру и доходные места, неторопливый повседневный быт обывателей задают другой ритм повествованию.

В романах Троллопа отдельные портретные зарисовки, составляю­щие целые главы, чередуются с картинами жизни и авторской оценкой поступков героев. Например, главы в романе «Бриллианты Юстесов» имеют такие названия: «Неправильное поведение Люси Моррис», «Сэр Гриффин пользуется нечестным приемом».

Драматизация романа во второй половине XIX в. проходила после­довательно и различными способами. Иногда у Троллопа главам предшествуют ремарки, настраивающие героев и зрителей на опреде­ленную игру. Характер игры задан начальными эпизодами.

Например, в главе «Вы не сердитесь?» настроение мрачного раздумья, царящее среди участников увеселительной прогулки, контрастирует с веселыми и жизнеутверждающими мыслями Лиззи, которая ощущает свое пре­восходство над всеми дамами, так как она хорошая наездница и умная собеседница. Роман Троллопа «Дети герцога», как и «Бриллианты Юстесов», напоминает драматическое произведение.

Он состоит из огромного количества сцен-эпизодов, в которых есть определенные центры, притягивающие к себе других персонажей. Но писатель вводит в роман также и внесценических героев, которые играют не менее важную роль, чем те, которые все время находятся на авансцене.

Эти второстепенные герои также выполняют сюжетообразующую функцию, концентрируя внимание читателя на главных героях, моти­вах, сценах. Такова, например, леди Омниум в «Детях герцога». Она умирает в самом начале романа, но ее взгляды на жизнь, взаимоотно­шения с детьми и обширным кругом знакомых (Троллоп иронически замечает, что «семья оставалась год за границей, путешествуя с огром­ным количеством тьюторов, служанок, курьеров и иногда друзей») продолжают влиять на развитие сюжета.

Особого внимания заслуживает один из последних романов Троллопа «Как мы живем» (1875), который не входит ни в одну из двух названных выше серий романов. В нем четко, определенно и недвус­мысленно звучат критические интонации автора, когда речь идет о коррупции всей общественной системы. В центре повествования круп­ная фигура финансиста Мельтота, столпа общества, распоряжающегося судьбами многих людей.

Троллоп относится к числу тех великих викторианцев, которые шли к критике пороков общества через признание его достоинств. Не случайно в его романах менялся центр повествования, в котором находились значительные фигуры, олицетворяющие собой общество.

Дворянство уступило место буржуа. Это был уже настолько непре­ложный факт, что даже самые ярые апологеты его должны были поделиться с читателем новыми соображениями по поводу свершив­шихся перемен. Инициатива и успех переходят к тем, кто энергичен, целеустремленно делает карьеру, не считаясь ни с моралью, ни с долгом, ни с традициями.

Троллоп был одним из тех английских писателей, которые в соответствии с духом времени показали не только и не столько основные, но и второстепенные мотивы поведения своих персонажей. Подобно Флоберу, он развивал тезис о том, что нельзя искать логику в поступках там, где ее нет. Этим самым он способствовал расширению читательского представления о характере героя, личности часто весьма заурядной, но достойной самого высокого по мастерству художествен­ного воплощения.