Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Альфред де Мюссе

Альфреда де Мюссе
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В «Посвящении» Мюссе открыто выразил не только свои социальные взгляды, но и литературно-эстетические. Уже в 1831 г. в «Тайных мыслях Рафаэля, французского дворянина» Мюссе критиковал как последователей классицизма, так и бывших своих единомышленников — романтиков, признаваясь, что на его рабочем столе находятся «Расин с Шекспиром вместе, и с ними Буало, простивший их во всем», и клянясь, что отныне:

Я буду воспевать — тебя, о город мой! 
Я не покину впредь волшебный берег твой...

— это значит, что поэт отдает предпочтение проблемам современной жизни. В «Посвящении» Мюссе продолжает выступать против поэтов-романтиков за их тягу к историческим сюжетам, заимствованным из средневековья; против поэтов —слезливых мечтателей, которые, что «ни шаг, роняют море слез на ворохи бумаг» (это был прямой выпад против Ламартина). С многими романтиками Мюссе разошелся во взглядах на изображение природы в поэзии (поэт выступал против созерцательного культа природы, ее мистического обожествления), на то, чтобы в поэзии преобладали религиозные мотивы.

Мюссе требовал от поэтического творчества «истинного выражения жизни», считая, что поэт должен отражать жизнь не в искаженном свете, но в том виде, в каком она предстает его взорам. Отстаивая свое право художника на создание живых французских нравов и характеров, Мюссе ломал и привычную для романтиков систему литературных кумиров: он и за Расина, и за Шекспира, ему близко творчество Мериме и Кальдерона. Вместе с тем согласно эстетике романтизма в «Посвящении» звучат мысли и о праве художника на свободное творчество, и о презрении к посредственности, подражательству. Критикам, обвинявшим его в подражании Байрону, он отвечал, что «заимствовать стихи меня не приневолишь», «...не грабил я могил». Мюссе развивает здесь и романтическое представление о поэте, как о вожде человечества, идущем впереди своих современников: поэт — «вождь и свой отряд спешит опередить». Но поэт и «воин», он и художник, творящий для народа.

Мысли о том, каково должно быть современное искусство, занимали Мюссе и в последующие годы: в 1833 г. он написал статью «О современном искусстве», где выступал вновь за связь с общественно-политическими событиями эпохи; в «Письмах Дюпюи и Котоне» (1836) поэт стремился к осмыслению романтизма опять-таки для того, чтобы отстоять свои литературные принципы.

В «Письмах» обнаруживается та черта в творчестве Мюссе, которая выделяет его среди таких писателей, как Гюго, Ламартин, Виньи, Ж. Санд, — ирония, как своеобразный творческий прием. Мюссе ироничен и самоироничен во всех разрабатываемых им жанрах (лирика, драма, проза), во все годы его творческой деятельности. Различна только степень иронии. В 30-е годы Мюссе искал единственно свой путь в творчестве, но как часто этот путь был противоречив.

Поэт мог сам себе противоречить в одном и том же произведении. Вновь возвращаясь к «Посвящению», можно найти строки, в которых роль поэта определена вполне аналитично: «Коль ошибается мой век — мне дела мало...» «Не верьте ни во что — но веруйте в любовь», — заключает Мюссе то ли серьезно, то ли с иронией. В этих мыслях заключена немалая степень разочарований, сомнений, отрицаний, чувства одиночества, испытываемые, по-видимому, Мюссе — поэтом и просто человеком, чьи мечты о решительных переменах в общественной жизни Франции не осуществились. Пессимистическое романтическое мировосприятие овладевает поэтом, сказываясь в его лучших произведениях 30-х годов. В «Лоренцаччо» (1834), исторической пьесе, рассказывающей об убийстве в 1537 г. флорентийского герцога Алессандро Медичи, несомненно, отразилась политическая обстановка Франции начала 30-х годов. Флорентийские республиканцы выглядят в пьесе демагогами, пассивными наблюдателями. Вместо того чтобы принять участие в борьбе за республику, о которой они мечтали, аристократы-республиканцы покорно ожидают прихода нового герцога. Мюссе проницателен, когда от имени главного героя Лоренцо предрекает иной исход флорентийской революции только в том случае, если в ней примет участие народ. Но сам он, готовясь к убийству тирана, будучи крайним индивидуалистом, ничего не предпринимает для привлечения народа к осуществлению своих идеалов. Его подвиг, за который он поплатился жизнью, оказывается бесцельным, социально бесполезным: свобода не восторжествовала, на смену Алессандро Медичи пришел другой тиран, Козимо Медичи.