Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Альфред де Мюссе

Альфреда де Мюссе
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Лоренцо, герой исключительный, обвинен Мюссе так же, как и трусливые республиканцы. Романтический герой драмы нарисован поэтом с известной долей скептицизма. Лоренцо раздваивается, порой не узнавая и уже не понимая своего истинного лица. Ведь, чтобы войти в доверие к Алессандро, Лоренцо (презрительно —Лоренцаччо) надевает маску труса и развратника. Жизнь при дворе развратила его, поколебала цельность его политических взглядов, его нравственную чистоту, потому-то и убийство герцога он совершает с отчаянием и безверием в душе.

Романтический герой драмы «Лоренцаччо», как и герой романа «Исповедь сына века» (1836), сам заражен «болезнью века», т.е. разочарованием, неверием. С еще большим лиризмом страстностью Мюссе рассказал историю «погибшего» молодого поколения, из среды буржуазной интеллигенции, которые родились в годы Французской революции, а выросли в годы наполеоновской империи. Рисуя историческую эпоху конца XVIII — начала XIX в., Мюссе видит лишь негативные последствия революционных сдвигов: свобода, завоеванная XIX в., для Мюссе оказывается прежде всего свободой от идеала. «Болезнь нашего века происходит от двух причин, — констатирует автор романа, — народ, прошедший через 1793 и 1814 годы, носит в сердце две раны. Все то, что было, уже прошло. Все то, что будет, еще не наступило. Не ищите же ни в чем ином разгадки наших страданий». Герой романа, юноша Октав, как бы замкнут на настоящее, которое ассоциируется с «пустотой». Это значит — жизнь без смысла, без надежды на будущее. Раз настоящее — пустота, то и герой не занят никаким практическим делом.

Октав сосредоточен исключительно на себе и на своих чувствах, на отношениях с возлюбленными. В романе опровергается тезис, совсем недавно провозглашенный поэтом: «...веруйте в любовь». «Исповедь сына века» начинается именно с того, что Октав познает разочарование в любви и в дружбе — и тогда для него рушится весь мир, так как основой его мира была любовь. Мюссе сосредоточивает свое внимание на психологическом анализе чувств Октава. Это — глубокое разочарование, затем безумное отчаяние и, наконец, ярость. Все состояние Октава рисуется болезненным, герой крайне эмоционален, он беспрерывно источает потоки слез. Это существо слабое, не приспособленное к жизни.

Ведомый по жизни другом Деженэ, завзятым циником, Октав проходит своеобразную школу воспитания. Изведав все наслаждения, превратив свою жизнь в непрерывную оргию, он приходит к выводу, что его душевные силы растрачены недостойно, и он пытается найти в себе возможность нравственного возрождения. Так начинается «вторая жизнь» героя. Удалившись из Парижа в деревню, полюбив честную и способную на глубокие чувства молодую женщину Бригитту Пирсон, Октав стремится избавиться от своих недугов. Но тщетно. Идиллия превращается в трагедию (таким образом, руссоистский мотив спасения личности под воздействием благотворного влияния природы не оправдывает себя в романе Мюссе), и герои расстаются навсегда.

Роман Мюссе продолжает исповедальную тему, начатую во французской литературе Шатобрианом, Сенанкуром, Констаном. Но страдания романтической личности у Мюссе прямо связаны с трагедией века. Само название романа выдает замысел автора, стремившегося показать в нем типические явления современности, выявить в признаниях «сына века» не только несчастье героя, но и трагическую судьбу всего поколения, к которому он принадлежал.

При таком изображении действительности лирический, очень «личный» роман вобрал в себя значительное идейное и общественное содержание. И все же, читая «Исповедь» и сравнивая ее с произведениями 30-х годов, например, таких писателей, как Виньи, Бальзак, Гюго, Ж. Санд, Стендаль, убеждаешься в односторонности подхода Мюссе к событиям его века, причиной тому был, по всей видимости, социальный пессимизм поэта, его неверие в торжество прогресса. Глубокое личное разочарование Мюссе в современной действительности сказалось и на измельчании его романтического героя. Это уже не необыкновенная личность, отличная от других: свершение великих подвигов прошло, повседневность поглотила возвышенные души, осудив их на безысходное прозябание. Жизненная философия героев Мюссе ярко выражена в пьесе «Фантазио» (1833): героя ничто не радует, не вдохновляет, мир кажется однообразным, старым, наскучившим и избитым. Единственное желание Фантазио —э то «усесться на парапет, глядя на течение реки, начать считать — один, два, три, четыре — и так дальше, до самой смерти». На что его друг Спарк отвечает: «Твои слова у многих вызвали бы смех, но меня ты приводишь в содрогание. В этих словах вся история нашего века».

Это и история самого Мюссе. Отсутствие надежды на будущее наложило отпечаток на все его последующее творчество и личную его судьбу.