Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Американский Трансцендентализм - Эмерсон, Рипли, Торо, Фуллер, Паркер

Американский Трансцендентализм
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Сегодня Аренда автовышки имеет множество преимуществ: минимальное капиталовложение.

С середины 30-х годов XIX в. важную роль в духовной жизни США и развитии национальной культуры начинает играть литературно-философское течение — трансцендентализм.

Трансцендентальный клуб впервые собрался в сентябре 1863 г. в столице штата Массачусетс Бостоне, неофициальной интеллектуальной столице северо-восточного региона США — Новой Англии. Однако вскоре члены клуба один за другим стали переселяться в небольшой городок Конкорд неподалеку от Бостона.

В ядро Трансцендентального клуба с самого начала входили Р.У. Эмерсон, Дж. Рипли, М. Фуллер, Т. Паркер, Э. Олкотг, а в 1840 г. к ним присоединился Г.Д. Торо. Название клуба связано с философией «трансцендентального идеализма» великого немецкого мыслителя И. Канта. Возникло оно, как это нередко бывает, случайно: брошенное в насмешку над «заумными» писаниями Эмерсона и его товарищей каким-то газетчиком, оно пришлось как нельзя более к месту, вполне устроив и самих членов клуба. Этот термин выражал очень важную для них идею: свет истины приходит к человеку именно «трансцендентное, т. е. помимо опыта, путем интуиции и откровения.

В Трансцендентальном клубе не было жесткого организационного объединения: встречались друзья, размышляли, спорили. Но интеллектуальный потенциал членов клуба был настолько высок, что их идеи получают все более широкое распространение и резонанс. С 1840 по 1844 г. клуб издавал собственный журнал «Дайэл», первым редактором которого была Маргарет Фуллер, а с 1842 г.— Ралф Уолдо Эмерсон. Лекции Эмерсона собирали многочисленную аудиторию по всей стране. Именно он стал лидером нового течения, которое положило начало американской философской мысли и оказало заметное влияние на формирование национального характера и самосознания.

Трансценденталисты отвергают принцип «tabula rasa» («чистой доски») Д. Локка и роль эмпирического опыта. Из современных европейских философских теорий наибольшее значение для выработки представлений трансценденталистов о мире и путях познания имели идеи Шеллинга, Фихте и Якоби. При этом немецкие философские концепции воспринимались в США через посредничество их английских интерпретаторов, в первую очередь, Колриджа и Карлейля. Американские трансценденталисты увидели и взяли в европейских философских системах то, что отвечало их собственному мироощущению и взглядам, сложившимся под воздействием национальных религиозно-этических направлений и социальной действительности Америки XIX в. К первым относится прежде всего унитарианство, новоанглийское либеральное религиозное течение, выступившее против теократического догматизма официальной церкви и репрессивной морали ортодоксального пуританства.

Унитарианцы выдвинули новое, свободное и гуманистическое представление о духовной природе человека и его месте в мире. Однако трансцендентализм сохраняет внутреннюю связь и с общей религиозно-философской традицией новоанглийского пуританства, которой он обязан особым вниманием к этической проблематике, нравственным дидактизмом и символизмом мироощущения. В философские построения трансценденталистов вошли и элементы восточных учений, особенно Древней Индии.

Отношение членов Трансцендентального клуба к собственной стране на первый взгляд противоречиво. Утверждения о великом предназначении Америки сочетаются с суровой критикой многих сторон общественной жизни США. Величие территории — от океана до океана и от снегов до тропиков — уже само по себе служит залогом грядущего величия и должно сделать Америку, как выразился Эмерсон, «домом человека». Эта вера трансценденталистов — отзвук не столь давних событий Американской революции и отражение надежды на претворение в жизнь ее высоких идеалов.

Однако реальность социально-экономического и духовного развития нации вызывает у трансценденталистов разочарование и протест. По словам Эмерсона, существующая система—это система войны, конкуренции и несправедливо приобретенных преимуществ. Трансценденталисты предупреждают об опасностях, которые угрожают молодой американской демократии: неуемной жажде обогащения любой ценой, уничтожении природы, углубляющемся социальном неравенстве, общественной коррупции и несправедливости. Для позиции трансценденталистов характерно единство слова и поступка. Показательно, например, обращение Эмерсона с открытым письмом к президенту США М. Ван Бюрену с протестом против насильственного переселения с исконных земель индейского племени чироков.

Спасение общества от разложения и упадка большинство трансценденталистов связывает с социальной доктриной «фермы» — возвращением к природе, земледельческим трудом, сознательным ограничением потребностей. Порокам социального развития Америки они противопоставляют свой романтический идеал — нравственно-философскую утопию, построенную на принципах свободы личности, любви и дружбы, гармонии природы и человека.

Эти идеи трансцендентализма легли в основу нескольких социальных экспериментов в США в XIX в. В 1841 г. группа членов «Трансцендентального клуба» и близких к ним литераторов (среди них был, в частности, Н. Готорн) под руководством Дж. Рипли организовали на началах фурьеризма коммуну Брук Фарм. Члены коммуны пытались на практике осуществить принципы трудовой кооперации, сочетания умственного и физического труда, опрощения и полного взаимного доверия. Коммуна Брук Фарм просуществовала до 1847 г.

Однако главной целью трансценденталистов было все же не социальное реформаторство, а обновление и духовное самосовершенствование отдельной личности. Не случайно Эмерсон не вошел в число участников Брук Фарм. По его мнению, важнее научить человека самостоятельно мыслить и здраво рассуждать, чем пытаться исправить отдельную деталь общественной системы.

Еще один эксперимент носил индивидуальный характер. В 1845 г. Г.Д. Торо поселился в лесу на берегу озера Уолден и прожил здесь в одиночестве два года, два месяца и два дня. Смысл его эксперимента — в попытке практически доказать возможность духовной и экономической свободы человека от власти несправедливой и порочной общественной системы.

В большей или меньшей степени взглядам всех трансценденталистов присущ акцент на отдельной личности и отрицание государственных форм и структур. Этот романтический индивидуализм запечатлен в ярком афоризме М. Фуллер: «Не человек для общества, а общество для человека», других многочисленных высказываниях Эмерсона, Торо и других членов клуба.

Для трансценденталистской модели мироздания характерен устойчивый и принципиальный оптимизм. Эмерсон и его последователи исходят из того, что во Вселенной царят законы всеобщей гармонии, которые не допускают распада и хаоса ни в природе, ни в человеческой душе. Поэтому, согласно трансцендентализму, абсолютной нормой является добро, а зло — лишь временное отклонение от этой нормы: «...игральные кости Бога всегда ложатся правильно... всякая добродетель вознаграждается, всякое зло карается —н еотвратимо и неизбежно». Оптимистическая уверенность трансценденталистов в том, что «все к лучшему», вызвала полемику со стороны оппонентов трансцендентализма (им был, например, Э.А. По), а также ряда крупных писателей, близких к трансцендентализму, но не разделявших их концепции гармоничного мироустройства (Н. Готорн, Г. Мелвилл).

Этическая направленность трансцендентализма закономерно вела его членов к прогрессивной позиции в наиболее остром споре своего времени — борьбе против рабства. Принимая в ней участие и словом и делом, они выказали подлинное гражданское мужество и в 1850 г., когда был принят позорный закон о возвращении беглых рабов их владельцам, и в 1859 г., когда было подавлено восстание Джона Брауна.

Идеи трансцендентализма оказали огромное влияние на развитие американской литературы. Нет ни одного значительного писателя-современника, который так или иначе не принял бы участие в «диалоге» с Эмерсоном, Торо, Фуллер и ее друзьями.