Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Американский Трансцендентализм - Эмерсон, Рипли, Торо, Фуллер, Паркер

Американский Трансцендентализм
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В России первый перевод из Эмерсона появился в 1857 г., а «Уолден» Торо — в 1887. Одна из интереснейших страниц русско-американских литературных связей — восприятие творчества трансценденталистов великим русским писателем Л.Н. Толстым. Многое в трансцендентализме — пафос нравственного самосовершенствования, антикапиталистическая и антигосударственная направленность, принцип ненасильственного сопротивления, идея возврата к природе и опрощения — оказалось удивительно созвучным взглядам «яснополянского мудреца». Портреты Эмерсона и Торо висели в кабинете Толстого, а многие их высказывания были включены им в сборник «Круг чтения».

Наследие трансцендентализма не утратило своей актуальности и в XX в. К нему обращались и духовный вождь Индии Махатма Ганди, и лидер борьбы американских негров за свои права Мартин Лютер Кинг. Имя Торо приобрело широкую известность и культовый характер в среде радикальной молодежи западных стран в 60-е годы. Борьба с тоталитаризмом — одним из главных зол XX в.— заставляет по-новому оценить смысл стержня философии Эмерсона — доктрины о «доверии к себе». Споры вокруг трансцендентализма не утихают.

Писатель, поэт, мыслитель и моралист Ралф Уолдо Эмерсон (1803—1882) — одна из центральных, ключевых фигур духовной истории США. Для Америки XIX в. он стал учителем жизни, наставником и пророком, его идеи, творчество, сама личность формировали сознание нации.

Эмерсон родился в г. Бостоне в семье унитарианского священника. В 1821 г. он окончил Гарвардский университет, принял сан священника, в 1829 г. стал пастором в Бостоне. Но в 1832 г., почувствовав, что требования официальной церкви ограничивают его духовную свободу, Эмерсон оставляет пасторскую кафедру, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности и поискам «правильной жизни». В 1832—1833 гг. он совершил свое первое путешествие в Европу. Самым ярким впечатлением стала встреча с писателем Т. Карлейлем — в нем Эмерсон нашел родственную душу, что укрепило его в собственных мыслях.

Первое опубликованное произведение Эмерсона — небольшая книга «Природа» (1836). Затем в двух выпусках «Эссе» (1841 и 1844) появились получившие широкую известность «Американский ученый», «Молодой американец», «Сверхдуша», «Доверие к себе» и др. В 1850 г. выходит книга биографических очерков «Представители человечества», содержащая характеристики Платона, Монтеня, Сведенборга, Шекспира, Наполеона и Гёте как личностей, воплотивших различные стороны человеческого гения. Впечатления oт второй поездки в Старый Свет легли в основу «Черт английской жизни» (1856).

Это не столько путевые заметки, сколько попытка проанализировать своеобразие психологического склада и социальной структуры англичан. Среди поздних произведений Эмерсона — сборники эссе «Путь жизни» (1860), «Общество и одиночество» (1870), «Литература и общественные задачи» (1876). Кроме того, в 1847 и 1867 гг. он выпустил два сборника стихотворений.

Основные произведения Эмерсона лежат в пограничной области между литературой и философией. Они написаны в жанре морально-философских «опытов» — эссе и создавались сначала как лекции для публичного выступления, а затем перерабатывались и объединялись в книги.

В философии Эмерсон продолжает так называемую «неакадемическую» традицию (его предшественники — Сократ и Платон, Монтень и Руссо). Она отрицает профессиональный характер философского знания и строгую системную теорию. Ее цель — не законченный свод универсальных категорий; а поиски «мудрости жизни» и «правильного пути». Обрести их возможно не с помощью научно-логических методов, а интуитивно-эмоционально («трансцендентно»).

Основополагающий тезис учения Эмерсона — идея о «Сверхдуше» (Over-Soul), в которой «частное бытие всякого человека заключено и объединено с бытием всех других». Сверхдуша связывает воедино все предметы и явления как материального, так и нематериального мира. Каждый отдельный человек — «канал» к этой великой общности.

Именно этот отдельный человек, независимая мыслящая личность, стоит в центре «мироздания по Эмерсону». Этот индивидуум — «единственный и верховный деятель», он наделен частицей Сверхдуши и не нуждается в навязчивой опеке общества, которое находится в заговоре против личности. Введя разделение труда, навязав человеку множество законов и правил, оно закрепостило его и превратило в придаток бездушного государственного механизма. А раз так, рассуждает Эмерсон, то «нет другого пути, ведущего к совершенному миру и довольству, кроме следования советам собственного сердца».

Отсюда следует знаменитая доктрина о «доверии к себе» («self-rеlianсе»), бесстрашно, в заостренно-полемической форме сформулированная Эмерсоном в одноименном эссе. «Верь себе!» — вот призыв, который несется с каждой его страницы. Тот, кто хочет быть человеком, должен стать нонконформистом. Все великие люди прошлого стали таковыми благодаря самостоятельности духа и умению перешагнуть через расхожее и общепринятое мнение. Все законы достойны насмешки, кроме тех, которые человек устанавливает для себя сам. Священна одна лишь цельность и независимость духа в каждом человеке:«Освободись, обрети свободу самому себе и весь мир будет тебе рукоплескать».