Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Натаниел Готорн

Натаниел Готорн
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Натаниел Готорн — новеллист, романист, детский писатель, автор записных книжек, журналист — занимает почетное место среди выдающихся американских писателей эпохи романтизма —B. Ирвинга, Д. Ф. Купера, Э.А. По, Г. Мелвилла.

Н. Готорн родился в пуританской семье в г. Сейлеме, штат Массачусетс. Отец будущего писателя, морской капитан, умер в 1808 г., когда мальчику было четыре года. Мать осталась с тремя детьми почти без средств к существованию. Мальчик любил читать, ему нравились рассказы о революции, но он любил также слушать предания и легенды, которые передавались из уст в уста жителями Новой Англии. Готорн рано познакомился с историей и фольклором Новой Англии. С большим интересом он читал произведения Д. Беньяна, В. Шекспира, Э. Спенсера, В. Скотта и по вечерам обычно рассказывал сестрам Элизабет и Луизе о прочитанном за день.

Из американских писателей ему особенно нравились произведения Ч.Б. Брауна, Г.У. Лонгфелло, из английских—В. Шекспира, Д. Мильтона, Дж. Аддиссона, В. Годвина, А. Поупа, Д. Свифта, C. Джонсона, Р. Бернса.

Н. Готорн учился в Боудойнском колледже (1821—1825) вместе с будущим известным поэтом Г.У. Лонгфелло и будущим четырнадцатым президентом США Ф. Пирсом.

В 1821 г. в одном из писем матери он рассказал о своем желании стать писателем. Первое его печатное произведение —стихотворение «Океан» было опубликовано в 1825 г. 1825—1837 гг., прожитые в родительском доме в Сейлеме, можно считать годами писательского ученичества. В 1828 г. Готорн анонимно напечатал роман «Фэншо», все экземпляры которого впоследствии уничтожил. В 1830 г. он опубликовал свой первый рассказ «Долина трех холмов» в сейлемской газете.

Осенью 1837 г. Готорн познакомился с тремя сестрами Пибоди, дом которых был своеобразным литературным салоном. С большим уважением он относился к старшей сестре Элизабет, разносторонне образованной женщине, автору литературных статей. Ей принадлежали книжный магазин и типография, где печатались книги ее друзей и журнал трансценденталистов «Дайел».

В 1841 г. Готорн жил и работал в сельскохозяйственной общине Брук Фарм, организованной фурьеристом Д. Рипли и его соратниками. Он вложил в нее тысячу долларов, ухаживал за скотом, работал как фермер. Беседы с трансценденталистами на философские и моральные темы многое дали Готорну. В 1842 г. он женился на одной из сестер Пибоди — Софье, ставшей для него верным другом. После смерти писателя вдова и дети опубликовали ряд его произведений, написали воспоминания о нем. Сын Джулиан стал известным писателем, биографом отца. Младшая дочь написала книгу воспоминаний об отце.

Готорн жил трудной, необеспеченной жизнью литератора, поэтому он вынужден был пойти на службу инспектором мер и весов, а затем смотрителем сейлемской таможни. Работа инспектором в бостонской таможне (1839 — май 1841), участие в фурьеристской общине Брук Фарм (май — сентябрь 1841), служба смотрителем в сейлемской таможне (1846-1849), консулом США в Ливерпуле (1853—1857), путешествие через Францию в Италию, где он жил весной 1858 г. в Риме и летом во Флоренции, — все это способствовало накоплению необходимого для писателя жизненного опыта, а также помогло семье Готорна избежать экономических трудностей. В 1860 г. Готорн возвратился на родину, в Конкорд, и опубликовал роман «Мраморный фавн». В 1861—1862 гг. он начал работать над романтическими романами «Тайна доктора Гримшоу», «Семптимиус Фелтон», «След предка», но не смог их закончить. В 1863 г. писатель опубликовал книгу очерков «Наш старый дом», посвященную Ф. Пирсу, ставшему очень непопулярным, начал работать над романтическим произведением «Роман о Доливере». В 1864 г. вместе с Ф. Пирсом он выехал в Плимут, штат Нью-Гемпшир, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье, где и умер в ночь на 19 мая.

Творчество Н. Готорна было тесно связано с пуританским прошлым Новой Англии, но сам он не был пуританином в общепринятом смысле этого слова и не принял ортодоксальную доктрину пуританства. В пуританах XVII в. он ценил свободолюбие, энергию, патриотизм — все то, что помогло им свергнуть английское иго, а также их строгость в вопросах морали. Готорн понимал, что пуритане, основав в Америке свою общину, сами жестоко преследовали инакомыслящих. Готорн не считал себя профессиональным деятелем демократической партии, но был ее членом. Верность демократическим взглядам Готорн сохранил до конца жизни.

Гражданская война 1861—1865 гг. в США стала для Готорна значительным событием. В письмах к друзьям он неоднократно выражал сожаление, что возраст не позволяет ему записаться добровольцем и сражаться на стороне северян. Однако решительные действия аболиционистов вызывали его неодобрение, и он, как обычно, пытался взглянуть на дело с позиций обеих сторон, т.е. с позиций северян и южан. Готорн понимал отрицательные последствия войны и сожалел, что в результате нее погибло так много американцев.

Готорн не был трансценденталистом, но лично знал многих из них (Эмерсона, Торо, М. Фуллер и др.), изучал их труды, принимал некоторые положения их этики, такие, как стремление к простой трудовой жизни, христианская доброта. Однако, уважая их талант и взгляды, он шел своим путем, во многом не соглашаясь с ними (например, отказался принять тезис Эмерсона о "божественности" человеческого сознания, отверг идею автономии личности).

По мнению Готорна, трансценденталисты нарисовали слишком оптимистическую картину развития общества, недооценивали трудности в жизни человека, не признавали необходимость борьбы. Свое критическое отношение к их идеям Готорн выразил, в частности, в рассказе «Железная дорога на небо». В.Л. Паррингтон указывал на отрицательное отношение Готорна к теории трансценденталистов о «доверии к себе»: «В то время как мыслители Конкордской школы провозглашали, что человек несомненно дитя Божие, Готорн подверг критическому рассмотрению проблему зла в свете накопленного им опыта. Эта притягательная для него проблема была в центре внимания всей его духовной жизни, и в поисках ее разрешения он пытливо заглядывал в сокровенные тайники души».

Н. Готорн считал романтизм высшей формой выражения истины бытия. О своем понимании романтической эстетики он рассказал в очерке «Таможня», предваряющем роман «Алая буква» (1850). В нем с романтических позиций трактуется процесс художественного творчества как переход из реального мира в мир условностей.

В предисловии к роману «Дом о семи фронтонах» (1851) Готорн проводит различие между романтическим (romance) и бытовым (novel) романами.

Готорн-романтик умело сочетал в своих произведениях реальное и фольклорное, иллюзорное и фантастическое начала. Об этом он написал в «Тройной судьбе» («легендарное соединяется с характерами реальной жизни»).

В предисловии к третьему изданию сборника «Дважды рассказанные истории» Готорн утверждал: «Каковы бы ни были картины реальной жизни, мы предпочитаем аллегории, хотя они и не всегда искусно одеты в плоть и кровь, чтобы беспрепятственно войти в сознание читателей... Эту книгу, если вы только обратитесь к ней, следует читать в прозрачной задумчивой атмосфере сумерек, в которой она была написана. Если раскрыть ее на ярком свете солнца, она покажется томом с пустыми страницами».