Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Натаниел Готорн

Натаниел Готорн
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Наряду с В. Ирвингом и Э. А. По Готорн считается родоначальником жанра американской новеллы. По тематике его романтическую прозу малых форм можно разделить на несколько видов: рассказы и скетчи о пуританском прошлом Новой Англии, вымышленные «исторические» и мифологические рассказы; аллегорические эссе, рассказы и скетчи на темы морали. Они вошли в прижизненные сборники писателя: «Дважды рассказанные истории» (1837; 2-е, значительно расширенное издание —1842); «Легенды старой усадьбы» (1846; 2-е, расширенное и исправленное издание —1854); «Снегурочка» и другие дважды рассказанные истории» (1852).

Готорн-новеллист начал печататься в периодических изданиях Северо-Востока под различными псевдонимами. Всё напечатанное не создало ему литературной славы, но эти же новеллы, собранные и опубликованные при дружеской поддержке Г. Бриджа в сборнике «Дважды рассказанные истории», положили начало его известности как писателя-моралиста Новой Англии. Выход первого сборника новелл тепло приветствовал Г.У. Лонгфелло. Свою теорию новеллы Э. По строил в основном на новеллистике Готорна. Он отмечал, что «отличительной чертой мистера Готорна является вымысел, творческое воображение, оригинальность — качество, которое в художественной литературе стоит всех остальных». Г. Мелвилл также высоко оценил новеллистику Готорна.

Разнообразна тематика новелл Готорна. Писателя интересовали моральные проблемы, прошлое Новой Англии. Он хотел выпустить сборник новелл «Семь рассказов о моей родине», но, не найдя издателя, уничтожил рукопись. Сохранились лишь две новеллы из этой серии: «Мольба Алисы Доун» и «Долина трех холмов».

В новелле «Мольба Алисы Доун» впервые поднята тема, которую Готорн станет разрабатывать в своем последующем творчестве: тема нравственного осмысления связей прошлого и настоящего, нашедшего свое воплощение в этических категориях добра и зла, вины и искупления, преступления и раскаяния.

К теме американского пуританства писатель обращался в «исторических новеллах» («Майское дерево Мерри Маунта», «Эндикотт и красный крест», «Маскарад у генерала Хоу», «Мой родственник майор Молинью»), которые считаются своеобразным памятником эпохи. Писатель понимает и ценит стремление пуритан к свободе, но осуждает их нетерпимость, жестокость и лицемерие («Седой заступник», 1835; «Главная улица», 1849).

«Его маленькие исторические рассказы, — писал Г. Джеймс об "исторических новеллах" Готорна, — кажутся мне восхитительными. Они так хороши, что их можно перечитывать много раз. Немногочисленные и очень короткие, они полны живым чувством прошлого Новой Англии. Их особенность в том, что, хотя это небольшие рассказы в 10—15 страниц, они являют собой единственную удачную попытку создать историческое повествование в США. Готорн хорошо знал новоанглийскую историю, он изучал ее, дышал ее воздухом».

Готорн склонен к аллегории и символике, морально-философскому дидактизму, к анализу душевного состояния человека, которого терзает тайная вина, тайный грех, — «Черная вуаль священника», «Эготизм, или Змея в груди», «Каменный человек» (притча). В этих новеллах также исследуется психология зла. К ним относится и программная аллегорико-символическая новелла «Молодой Браун». Можно двояко воспринять все описанное в рассказе: бесовский шабаш ведьм либо привиделся во сне добропорядочному пуританину Брауну, либо он действительно его видел.

Г. Джеймс считал, что «нет необходимости безгранично преувеличивать увлечение Готорна мрачными темами. Что его интересовало в них — это живописность, густая сумеречность настроения, светотень; обращение к ним — не есть свидетельство... авторской печали о людских душах... Готорн в значительной степени ироничен».

В середине XIX в. известный американский критик Эдвин Уиппл указал на «склонность Готорна к размышлению, побуждающую его видеть людей во взаимосвязи с общими законами», действие которых они иллюстрируют. В новеллах Готорна отчетливо проявилось влияние «эссеизма». В них описание, наблюдение, размышление иногда важнее динамики действия, имеющего обычно условный характер. Готорна-моралиста прежде всего интересовали философские, нравственные и эстетические проблемы. Свое понимание гуманизма и демократизма он выразил в новелле «Великий каменный лик».

Главный герой этой новеллы скромный фермер Эрнст, услышав от матери легенду о Каменном Лике, всю жизнь ждал встречи с великим человеком, которому он мог бы подражать, служа людям. Всякий раз, когда он встречался с людьми, которых людская молва всячески превозносила, его ждало разочарование, так как он видел, что этими людьми руководили эгоистичные интересы. Годы шли, Эрнст поседел, но надежды на такую встречу не терял. Сам же он оставался человеком добрым и трудолюбивым. И люди наконец поняли, что ряДом с ними жил скромно и незаметно человек, обладающий высокими жизненными принципами.

В новелле «Новые Адам и Ева» Готорн с романтических позиций критикует буржуазную цивилизацию. В ряде новелл он осудил аморальную погоню за богатством («Великий Карбункул (Тайна Белых гор)», «Сокровище Питера Голдтуэйта»). О стихийных иррациональных законах, по которым живет общество, рассказано в новеллах «Дэвид Суон», «Семеро путешественников», «Честолюбивый гость».

Готорн много и успешно экспериментировал в жанре новеллы. В ряде новелл он переработал мифы («Золото царя Мидаса», «Минотавр»); одни его новеллы ближе к притче, другие напоминают ирвинговские скетчи.

Готорн-новеллист чувствуется и в жанре романа, состоящем из хорошо продуманных глав-новелл. М. Каули отмечал, что «большие формы давались Готорну нелегко, привычка к жанру рассказа мешала ему непрерывно развивать действие, но эту задачу он разрешил, разделив романы на удивительно зримые и хорошо сбалансированные сцены-картинки».

Готорном создано четыре романтических романа: «Алая буква» (1850), «Дом о семи фронтонах» (1851), «Счастливый дол» (1852), «Мраморный фавн» (1860).

Наиболее широко известен его роман «Алая буква», в котором писатель воплотил свое понимание особенностей романтического романа: «известную свободу в подборе материала и описании событий», правду человеческих чувств. Сюжет, развернутый в романе, давно занимал писателя, о чем свидетельствует рассказ «Эндикотт и красный крест» (1837). В нем упомянута молодая женщина, осужденная носить на груди букву «А» (от англ. adulteress — прелюбодейка). В «Американских записных книжках» Готорна есть записи, свидетельствующие о неустанных поисках и обдумывании темы. Им записано для памяти: «Жизнь женщины, которая согласно старинному колониальному закону была обречена носить на своем платье букву "А" в знак того, что она совершила прелюбодеяние».

Роман многопланов и объединяет черты исторического, нравоописательного и психологического романа. В этом произведении, как и во многих новеллах на историческую тему, история служит лишь фоном. Действие происходит с июня 1642 по конец мая или начало июня 1649 г.