Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Натаниел Готорн

Натаниел Готорн
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Как исторические личности выведены в романе Джон Уинтроп (1587— 1649), один из основателей и руководителей пуританской колонии в Массачусетсе, Ричард Белингем (1591—1667), губернатор колонии Массачусетс, описаны его резиденция, Бостон XVII в., пуританские нравы. Роман является одновременно пуританским и антипуританским по своей направленности.

Сам Готорн назвал «Алую букву» психологическим романтическим романом. Автора всегда интересовали те сложнейшие взаимоотношения, в которые люди вступают между собой, а также с окружающим миром. Поэтому моральная проблематика преобладает в романе над новоанглийской историей. В центре романа взаимоотношения четырех главных действующих лиц: двух молодых людей — пастора Димсдейла и Эстер Принн; их дочери Перл (прототипом была Уна —старшая дочь писателя), родившейся во время двухлетнего отсутствия мужа Эстер, доктора Чиллингуорта, не сообщавшего жене о себе.

Пастора Димсдейла, талантливого молодого человека, отличает душевная мягкость, доброе сердце. Он искренне любит Эстер, но у него не хватает решимости изменить свою жизнь. Полюбив замужнюю женщину, он чувствует себя нераскаявшимся грешником. Горе, пережитое им самим, помогло ему глубже понять и горе других, нуждавшихся в словах утешения.

Автор прибегает к фантастике, символике, позволяющей полнее выразить подавленное состояние Димсдейла: на его груди словно появляется тот же знак, что и у Эстер. Чувствуя приближение смерти, он решился наконец признать свой грех, обнажив грудь перед людьми, стоявшими у эшафота.

Бывший муж Эстер фанатик-ученый Чиллингуорт все свои познания употребил во зло — он мстил ради самой мести.

Димсдейл во время свидания с Эстер в лесу признает: «Мы с тобой, Эстер, не самые большие грешники на земле. Есть человек еще хуже, чем согрешивший священник! Месть этого старика чернее, чем мой грех! Он хладнокровно посягнул на святыню человеческого сердца». Осуществив свою месть, Чиллингуорт «сразу одряхлел, съежился, стал каким-то незаметным — так вянет и сохнет на солнце вырванная с корнем трава».

Наиболее привлекателен в романе образ Эстер Принн. Осуждая ее, Готорн тем не менее отдал ей свои симпатии, создал новую романтическую героиню, наделив ее страстью, красотой, женственностью и удивительным обаянием. Наказание отчуждением, презрение окружающих не сломили ее духа. Она выбрала жизнь, любовь и, уверенная в своей правоте, борется за них.

Эстер выходит за рамки героинь XVII столетия и приближается к героиням XIX в., боровшимся за свои права, за изменение социального порядка. Смелая женщина пришла к выводу, что «необходимо разрушить и выстроить заново всю общественную систему». Вернув себе общественное уважение, она смогла оказать воздействие на своих сограждан. Свою вину Эстер искупила, помогая бедным и больным советом, добрыми делами.

Всем ходом повествования автор как бы хочет сказать, что в XVII в. соображения высокой нравственности приносили много мучений человеку, унижали его достоинство. Но разве не происходило то же самое в XIX столетии?

Много сил и энергии, душевного тепла вложила Эстер в воспитание дочери Перл (от англ. pearl — жемчужина). «Перл, алая буква и любовь сливаются для Эстер в единое целое. Она наряжает дочь в красное бархатное платье, так что та становится похожей на ожившую букву».

Готорн умело использовал в романе не только символику, аллегорию, но и элементы фольклора. Большую роль играют пространственные символы (тюрьма, эшафот, дорога, лес, ручей); умело применен автором прием контраста: уродливое здание тюрьмы и куст диких роз, ярко-языческое платье Перл и темное одеяние пастора Димсдейла, буйство зелени в лесу и вышитая буква на груди Эстер. Фольклорное начало представляют в романе легенды о дьяволе — Черном человеке, описание шабашей ведьм в лесу, на которые летает почтенная леди ведьма Хиббинс, приглашая с собой Эстер и Димсдейла.

Самому Готорну больше нравился роман «Дом о семи фронтонах». Он считал, что в этом романе раскрываются многие стороны его таланта, но ни одна из его книг не трогайа его, как первая. Г. Джеймс писал об «Алой букве»: «Она проще и завершеннее других его романов, с большим совершенством достигает того, что ставит себе целью, и отмечена тем трудно поддающимся определению очарованием, какое мы все встречаем в произведениях художника, когда он впервые достиг своей вершины, — своеобразной прямотой и естественностью воплощения, забвением своего читателя и свежестью интересов к теме».

В романе «Дом о семи фронтонах» автор раскрывает тему добытого нечестным путем богатства. Полковник Пинчен, пользуясь высоким положением в магистрате пуританской общины, присваивает землю бедняка Моула и строит на ней дом о семи фронтонах. Предсмертное проклятие невинно казненного тяготеет над родом Пинченов. Родовая вражда калечит жизнь последующих поколений, преступления и кары предстают в причудливом сочетании реалистического и фантастического. Но вот гибнет последний преступный стяжатель, и бескорыстная Феба Пинчен выходит замуж за такого же бескорыстного молодого человека, фотографа Холгрейва, последнего представителя рода Моулов.

В основу романа «Счастливый дол» положены воспоминания Готорна о его пребывании в фурьеристской общине Брук Фам. Он жил среди энтузиастов, которые хотели перестроить мир на началах всеобщей любви. Писателю удалось показать, как жестокие законы окружающего мира вторгаются в жизнь общины, губят светлую мечту. Холлингсуорт, один из руководителей общины (персонаж вымышленный), фанатично предан тюремной реформе, с помощью которой он надеется перевоспитать преступников.

В романтическом романе не описан ни один реальный участник жизни в общине, но это произведение ценно тем, что в него вошло многое из воспоминаний автора о жизни, работе общины, беседах, которые вели между собой ее члены.

В основе последнего законченного романтического романа «Мраморный фавн» (1860) лежат воспоминания писателя о жизни в Италии, знакомстве с великими творениями искусства. Автор неоднократно говорил о своем желании написать роман, взяв за основу статую Праксителя. В «Мраморном фавне» содержатся интересные высказывания об итальянском искусстве, культуре, эстетике.

Каждый новый роман Готорна не похож на предыдущий. По тематике романы перекликаются с новеллами. Сборники новелл 30— 40-х годов составили основу для его романтических романов. Известный американский критик Фрэнсис О. Маттисе предупреждал против абстрактно-эстетской трактовки наследия писателя. Многие отмечали трагическую глубину произведений Готорна, но лишь немногим дано было понять, что его образы и идеи имели отношение к буржуазной Америке его дней. Обычно его рассматривали как автора, «который плетет свое повествование на основе угрюмых воспоминаний пуритан, не будучи знаком с реальной жизнью девятнадцатого века. Всеобщая известность «Алой буквы» заслонила тот факт, что три романа Готорна написаны на современном материале. Следует исправить представления о нем как о воссоздателе туманного прошлого, потому что подобная точка зрения обычно влечет за собой мнение о нем, как о художнике, не сумевшему исполнить главного назначения писателя — смотреть в лицо современной жизни, превратить свое искусство в «акт овладения миром».