Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Натаниел Готорн

Натаниел Готорн
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Н. Готорн не был профессиональным журналистом, но М. Каули помнил слова Готорна о том, что он такой же хороший репортер, как и художник. Им написаны журналистские работы, на которые обратили внимание читателя и критики, —«Жизнь Франклина Пирса. Биография», приуроченная к президентской избирательной кампании (1852); «Наш старый дом» (1863); «Американские записные книжки» (опубл. 1868); «Английские записные книжки» (опубл. 1870); «Из французских и итальянских записных книжек» (опубл. 1871); «Двадцать дней с Джулианом и маленьким Бэнни. Дневник» (опубл. 1904); «Утерянная записная книжка Н. Готорна. 1835—1841» (опубл. 1978); ряд статей, опубликованных в периодической печати и вошедших, как и записные книжки, в полное собрание сочинений писателя. Готорн призывал внимательно наблюдать и изучать национальный характер, привычки, мораль, религию, методы управления.

Готорн широко пользовался материалами своих записных книжек. Об этом свидетельствуют многие новеллы, созданные им на материале записей в «Американских записных книжках». Более чем на две трети состоит из описаний, взятых в итальянских записных книжках, «Мраморный фавн» (1860). На основе «Английских записных книжек» написана книга «Наш старый дом».

Н. Готорн прошел своеобразную школу журналистики. Он начал ее автором и редактором семейной газеты. Газета была рукописной, небольшого формата, распространялась, по-видимому, среди членов семьи (с 21 августа по 18 сентября 1820 г.). Печатаемый материал носил юмористическо-сатирический характер. Вместе с сестрой Элизабет Готорн писал статьи и редактировал «Американский журнал полезных и занимательных знаний» (март — август 1836). Представляют интерес его первые очерки об американской революции, напечатанные в журнале (например, «Бостонское чаепитие», о героях-генералах и др.). Писатель часто обращался к теме Американской революции, национальной истории. Как историк-журналист, Готорн известен прежде всего своей «Всеобщей историей для детей» (1837), неоднократно переиздававшейся, где он представил богатый материал не только по американской, но и по зарубежной истории.

Готорн известен как писатель для детей и юношества. Неповторимый мир детства часто привлекал Готорна. Никто не станет возражать, что писать для детей должен человек с поэтической душой и добрым сердцем. Готорн обладал этими замечательными качествами. В сборнике рассказов «Дедушкино кресло» (1841) он использовал обрамляющий рассказ о кресле, которое переходило от одного владельца к другому. На нем сидели известные люди прошлого, и однажды кресло заговорило, подтверждая рассказанное дедушкой. О наиболее значительных исторических деятелях и событиях повествуют замечательные вставные новеллы, доступные пониманию детского читателя.

Готорном созданы «Биографические рассказы для детей» (Б. Уэст, И. Ньютон, С. Джонсон, О. Кромвель, Б. Франклин, шведская королева Кристина). В двух наиболее известных и многократно переиздаваемых книгах он удивительно поэтично обработал античные мифы для детей («Книга чудес», «Тэнглвудские истории»). Всего для детей им написано шесть произведений. Из них «Кроткий мальчик» и «Снегурочка» давно стали хрестоматийными.

«Кроткий мальчик» (1832) занимает важное место в новеллистическом наследии писателя, является программным произведением, так как позволяет прояснить его отношение к пуританству, религиозной нетерпимости пуритан и квакеров, раскрывает вечную тему отцов и детей, коварства и любви. Отца Ибрагима казнили разъяренные пуритане, и мальчика нашел на могиле отца Товий Пирсон, принявший его в свою семью. Жена Товия Дороти отнеслась к нему как к родному сыну. Готорну чужд фанатизм пуританского священника, натравливающего своих прихожан-пуритан на квакеров, а также и квакерской пророчицы Кэтрин, которая смогла бросить мальчика и уйти проповедовать свою религию. Он не одобряет и действий старого квакера, который также уходит из дому, повинуясь «внушению Господа», оставив на смертном одре умирающую мать.

Соседи осуждают Дороти, власти преследуют ее мужа, Товия, который сам становится фанатичным квакером. Дороти — это воплощение гуманности, терпимости, любви, добра, которое в конечном счете побеждает. Но семена зла, посеянные в детях, дают о себе знать. Приятель Ибрагима коварно заманил его и избил, что нанесло мальчику большую душевную травму, от которой он умирает.

Новелла интересна тем, что в ней писатель показал прекрасное знание описываемой эпохи, пуританства вообще.

«Снегурочка» («Как дети сотворили чудо») (1852) — один из самых поэтических рассказов о детской искренности, о неприхотливой детской фантазии, о столкновении поэтического (Мама и ее дети Фиалка и Пион) и прозаического начал (их Отец, торговец скобяными товарами), но это столкновение надо понимать шире, оно выходит за чисто семейные рамки.

В характеристике Отца Готорн явно сгущает краски, а жанр рассказа с элементами сказки позволяет представить его человеком, лишенным всякой фантазии, привыкшим все оценивать с позиций «здравого смысла». К сожалению, поэтическое уступило напору прозаического: отец не внял просьбам детей, ввел Снегурочку в дом, от нее осталась лишь лужица на полу. Фантастические элементы в рассказе помогают писателю сказать главное: ребенку нужно помочь сохранить поэтический дар в душе, воспитать в нем любовь к природе и человеку.

Книги Готорна для детей и юношества отличают высокие художественные достоинства: занимательность, подкупающая манера изложения, своеобразное сочетание реального и воображаемого, обрамляющий сюжет, присутствие в них знающего и доброжелательного рассказчика.

Н. Готорн внес ощутимый вклад в развитие психологического романтического рассказа и романа. Многие американские писатели (Г. Джеймс, Ф. О'Коннор, Т. Капоте и др.) неоднократно отмечали, что свое стремление разгадать тайны бытия и человеческой души Н. Готорн воплотил в неповторимо прекрасной художественной форме.