Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Война и Революция - Джон Рид

Джон Рид
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Продажа строительного песка- Навистрой.

Первая большая книга о русской революции (разумеется, были многочисленные отклики в статьях, газетных публикациях, письмах) принадлежит американцу Джону РИДУ (1887- 1920), профессиональному журналисту, создавшему оригинальный жанровый сплав публицистического репортажа и художественного свидетельства. К этому жанру можно отнести "Восставшую Мексику" (1914) и "Войну в Восточной Европе" (1916), которые написаны Ридом на основе документальных материалов и личного опыта, ибо он был участником и наблюдателем описываемых событий. Сын бизнесмена, получивший образование в престижном университете, революционер и политический деятель, Джон Рид в начале сентября 1917 года отправился в Россию как корреспондент журнала "Мэссиз" вместе с супругой, писательницей и журналисткой Луизой Брайант.

Рид оказался свидетелем и участником событий, вошедших в историю как Октябрьская революция, и событий, предшествовавших революции, изучал русский язык, познакомился со многими участниками восстания, вождями революции, присутствовал на Втором Всероссийском съезде Советов. Здесь он дал клятву рассказать "американскому пролетариату обо всем, что происходит в революционной России", и сдержал слово. Время до февраля 1918 года, пока Рид оставался в Москве, ушло на напряженную деятельность по изучению революции в событиях и лицах. Были собраны многочисленные документы, манифесты, декреты, воззвания, программы, цифровые сведения о расстановке сил в России накануне революции. Все это вместе с "русскими блокнотами" составляло багаж Рида и было конфисковано по возвращении на родину, где его ждали как "красного агента", за которым было установлено наблюдение. Его вызывали в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности; выступал он и перед судом американских сенаторов, поставивших вопрос об узурпации власти в России группой преступников. Отчет комиссии "Октябрьская революция перед судом американских сенаторов" был издан в 1927 году в Москве, а вскоре оказался в спецхране, где пролежал до 1990 года.

Книга "Десять дней, которые потрясли мир" вышла из печати в марте 1919 года в Нью-Йорке. Этому событию предшествовали многочисленные поездки Рида по стране, выступления с докладами и лекциями, аресты и штрафы, а также публикация цикла очерков "Красная Россия" на страницах левого журнала "Либерейтор". Композиционно "Десять дней..." построены как репортаж о революции: есть здесь общий фон и воссоздание "панорамы восстания русских народных масс"; показ обострения государственного и политического конфликта, приведшего к вооруженному восстанию в Петрограде и штурму Зимнего; описание работы Второго Всероссийского съезда Советов, на котором Ленин провозгласил декреты о мире, земле и власти; динамичное повествование о контрреволюционном мятеже, о завоевании власти большевиками, их первых начинаниях и съездах. Все это излагается в двенадцати главах, запечатлевших с бесстрастностью исторической хроники и репортажа события десяти дней.

Наряду с историко-публицистическим и документальным планами в книге выразительно просматривается и план художественно-очерковый: ее жанр находится на пограничье между литературой художественной и публицистикой. Нарастание революции, ее победа - это сюжет, организующий разнородное и многоплановое содержание книги: факты, зарисовки, очерк, документы, лирический комментарий. Противостояние двух полярных сил - конфликт книги, представленный в контрастах действительности, в описании деятельности буржуазного Временного правительства и партии большевиков, Зимнего и Смольного, петроградской городской думы и военно-революционного комитета. Этот прием монтажа в повествовании был мастерски использован С. Эйзенштейном в фильме "Октябрь", снятом по книге Джона Рида в 1927 году.

Читая книгу, небесполезно помнить, что Рид был поэтом, в частности автором поэмы "Америка, 1918", которую он написал, находясь в шведской тюрьме (февраль-март, 1918). Самый сильный план книги Джона Рида - это сделанные с натуры живые зарисовки, воссозданные объективно сцены и события, человеческий фон, в котором даны емкие политические характеристики. В книге около двухсот исторических лиц; некоторые из них лишь упомянуты, портреты других завершены рукою мастера. Среди них - образы большевиков: "похожий на студента, с чутким лицом художника" Луначарский, "болезненный юноша в очках" Володарский, "огромный бородатый матрос со спокойным лицом" Дыбенко. Есть и портретные зарисовки Керенского, Троцкого, меньшевиков. Позиция Джона Рида, безоговорочно ставшего на сторону революции, ощущается в его симпатиях к большевикам и неодобрительной иронии по отношению к их противникам, в поведении которых зафиксированы даже мелкие просчеты.