Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Французская Литература

Французская Литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В первом десятилетии складывается УНАНИМИЗМ (фр. unanimisme, от imanime - единодушный). Течение возникает в 1906 году в старинном аббатстве под Парижем усилиями молодых поэтов, среди которых Шарль Вильдрак, Жюль Ромен, Жорж Дюамель. Унанимизм провозгласил веру в гармонию между "группами" и "коллективами" общества, достижимую не насильственным путем, а благодаря доверию и разуму, нравственному самоусовершенствованию. В манифесте "Унанимистские чувства и поэзия", написанном в 1905 году Жюлем Роменом, содержатся призывы к объединению здоровых творческих сил во имя сближения с народом, единения человечества. Программа унанимистов, достаточно эклектичная, первоначально противостояла символизму и тяготела к социальной тематике и простоте стиля.

В 1938 году поэт-сюрреалист, режиссер и киноактер Антонен АРТО (1896-1948) издает книгу "Театр и его двойник", в которой предлагает теорию "театра жестокости". Исходя из новых потребностей века "масс", которому уже не соответствует ни обычное художественное слово, ни психологизм, Арто предлагал для удовлетворения "зрелищного инстинкта" масс прибегать к "чистой пластике", жестокости, эротике: с их помощью можно заразить массы "безумным восторгом" и высвободить "латентную жестокость", подспудную, равную по силе античному року. Арто утверждал, что основа театра - не сопереживание тому, что чувствуют персонажи, а непосредственное переживание зрителя, адресованное к эмоциям и инстинктам. Он сравнивал театральный спектакль с сеансом массового психоанализа, в процессе которого зрители смогут освободиться от комплексов, высвободить темные инстинкты. Арто пишет о роли экзальтации как выхода из статического существования. На практике воплотить свою теорию Арто не удалось: драма "Ченчи" успеха не имела. Теорию Арто можно рассматривать как своеобразный пролог к контркультуре и театральным теориям последующих десятилетий (психодрама, хеппенинг). Она оказала влияние на драматургию века (Теннесси Уильяме).

Французская литература активно реагирует на окончание войны, из которой Франция вышла победительницей, приветствует русскую революцию (Франс, Роллан, Барбюс), под влиянием которой складывается революционно ориентированная литература (Поль Вайян-Кутюрье, Р. Лефевр). Дискутируется концепция социалистической литературы (Арагон, Муссинак), непосредственно из военного опыта появляется роман Барбюса "Огонь". Критический пафос и социологический анализ усиливаются в литературе в годы мирового экономического кризиса на рубеже двадцатых - тридцатых годов и вызванной им активизации пролетарских масс.

Тридцатые годы входят в историю европейских литератур как "красное десятилетие". Необходимость противостоять фашизму после его утверждения у власти в Германии и Италии потребовала сплочения демократических сил нации, обострила патриотические чувства. Франция активно отвергла попытку фашистского переворота в феврале 1934 года созданием мощного движения Народного фронта. В Сопротивлении, как уже отмечалось в первом разделе, консолидировались левые силы, коммунисты, в том числе известные поэты, драматурги, прозаики: Луи Арагон, Поль Веркор, Альбер Камю, Пьер Сегерс, Леон Муссинак, Жан-Ришар Блок, Роже Вайян. Под влиянием этих процессов снижается активность авангардистских школ. Литература в целом испытывает давление политики, насущных задач отстоять национальную независимость и свободу.

Творчество Луи АРАГОНА (1897-1982) вобрало богатый спектр почти всех наиболее проявивших себя в начале века эстетических программ: дадаизм и сюрреализм в двадцатые годы, реализм и социалистический реализм в тридцатые и годы антифашистского Сопротивления, когда политическая направленность его поэзии достигла наибольшей остроты.

Об эволюции художника красноречиво свидетельствует его попытка соединить сюрреализм и социалистический реализм в единой поэтической образности "экспериментальных романов", увенчавшаяся в шестидесятые - семидесятые годы созданием произведений уникальной поэтики ("Гибель всерьез", 1965; "Бланш, или Забвение", 1967; "Анри Матисс. Роман", 1971; "Театр-роман", 1974).

Программу социалистического реализма Арагон воспринял творчески, не планируя пересадить на французскую почву то, что возникло в советской культуре. В статьях, составивших сборник "За социалистический реализм" (1935), он горячо поддерживает идею познания жизни с целью се преобразования, необходимость отражать в искусстве "процесс движения человечества к социализму". Но подчеркивает при этом, что он не ставит "советские романы в пример французским" и не побуждает французских романистов следовать советским образцам, копируя их. К этим вопросам Арагон будет возвращаться не раз. "Социалистический реализм не получен нами в готовом виде, и наш социалистический реализм будет таким, каким мы создадим его", - пишет он. Отмечая, что в СССР социализм является государственной программой, Арагон подчеркивает: "У нас же в настоящих социальных условиях социалистический реализм может быть только искусством оппозиции".