Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Французская Литература

Французская Литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В годы создания нового искусства Арагон пишет книгу о жизни в СССР "Ура, Урал!" (1934) и романы из цикла "Реальный мир", куда вошли "Базельские колокола" (1934) и "Богатые кварталы" (1936). В них ставятся важные вопросы взаимоотношений личности и коллектива, социальной борьбы. Политическая проблематика входит в прозу и поэзию Арагона наиболее активно в годы войны (сборники "Нож в сердце", 1941; "Глаза Эльзы", 1942; "Французская заря", 1945). Поэт оплакивает родину, которая предстает то в образе любимой и беззащитной женщины, проданной в рабство, то покинутой Андромахи, то сорванной розы. Яростный антифашистский пафос граничит с болью, местами пробивается ирония - в стихах "Вальс двадцатилетних"; "Сирень и розы", "Гобелен великого страха". Образ сражающегося народа ("Французский марш", "Прелюдия к Французской заре") - стержень патриотической лирики Арагона, которая пробивалась к обнаженной правде, к новому типу образности, сохраняя свойственную поэту стилистику и тягу к философскому осмыслению трагедии мира. Характерный мотив жизни-сцены, человека-актера найдем в стихотворении "Паноптикум" из одноименного сборника 1943 года:

Я вам пишу в стране, почти лишенной кожи: 
Видна мне мышц ее багряная гурьба. 
Горят ее леса, на факелы похожи. 
Вспорхнули птицы с нив. 
Огонь пожрал хлеба.
Пишу. Вокруг меня обломки декораций, 
Театр без путей, видений, снов и слов, - 
Где некому на зов актера отозваться, 
Где узурпаторы играют для глупцов.

(Пер. А. Голембы)

В 1955 году Луи Арагон, серьезно интересовавшийся процессами в культуре страны победившей революции, издал книгу "Советские литературы", большой раздел в которой посвящен белорусской литературе. Арагон пишет о Купале и даже переводит его стихотворение "А кто гам вдет?" через посредничество русского перевода, принадлежащего Горькому, пишет о Коласе. Свой обзор белорусской литературы Арагон делает на основе доклада П. Бровки на Втором съезде советских писателей.

Проблематика первой мировой войны затронула творчество многих писателей Франции: одних, как Барбюса и Роллана, война революционизировала; в произведениях других усилила позицию пацифизма. Последнее характерно для Жоржа ДЮАМЕЛЯ (1884-1966), побывавшего на фронте в качестве врача. В рассказах сборника "Жизнь мучеников" (1917) и в романе "Цивилизация" (1918) Дюамель оставил свидетельские показания очевидца о военной "мясорубке", калечащей и тело и волю человека. Дебют писателя состоялся ранее (поэтический сборник "Легенды и битвы", 1907; пьеса "Свет", 1911) в рамках унанимизма. Творчество Дюамеля продолжает тему спасения человека от "цивилизации машин". В эссе "Овладение миром" (1918) он предлагает искать счастье в созерцании и познании мира.

В монументальном цикле романов "Жизнь и приключения Салавена" (1920-1933) писатель критикует ницшеанство. В комедии "Сообщество атлетов" (1920) прослежена трагическая судьба "маленького человека" в обществе, обрекающем его на серое существование и неспособность к активным действиям. Та же тема преодоления внутреннего разлада, тема примирения с действительностью проверяется на истории одного семейства из французского общества XX века в десятитомной серии романов "Хроника семьи Паскье" (1934-1945), куда входят "Гаврский нотариус", "Зверинец", "Учитель", "Битва с тенями" и другие романы, сохранившие простоту и ясность классического реализма. Наследие Дюамеля включает также философские эссе, путевые очерки ("Путешествие в Москву", 1927; мемуары "Объяснение моей жизни", тома 1-5, 1944-1953).

Пацифистское отрицание войны присуще книгам Ролана ДОРЖЕЛЕСА (1886-1973), прошедшего через фронт и ранение, - роману "Деревянные кресты" (1919) и циклу новелл "Кабаре красотки" (1919). В 1937 году Доржелес издал книгу "Да здравствует свобода" (о посещении СССР), в которой дал резкую критику сталинской политики.

Превращение семейной хроники в эпопею со структурами социально-политического романа - характерное явление для литературы начала века. Его можно наблюдать в творчестве Роже Мартена дю ГАРА (1881-1958), лауреата Нобелевской премии 1937 года. Проблемам личности, которой приходится неизбежно определять свою позицию в сфере морали и общественных взаимодействий, посвящены его романы "Становление" (1909), Героями которого были молодые литераторы, и "Жак Баруа" (1913), показавший влияние дела Дрейфуса на жизненную позицию ученого, его разрыв с религией, семьей и поиск своего места в "битвах своего времени". Традиция Флобера переходит в "открытие" Толстого, о приверженности которому заявил начинающий прозаик.

Мировую известность автору принесла эпопея "Семья Тибо" (1922-1940), состоящая из семи романов и эпилога ("Серая тетрадь", "Исправительная колония", "Солнечная пора", "День врача", "Сестренка", "Смерть отца", "Лето 1914"). На судьбах двух братьев - бунтаря Жака, который в результате активной антивоенной позиции приходит к социализму, и Антуана, аполитичного, выражающего себя в науке, - судьбах трагичных, в эпопее просле кены важнейшие события европейской истории в ее движении к катастрофе 1914 года, а также поставлена, по словам Альбера Камю, тема "личности, мечущейся между историей и Богом". В романах эпопеи можно проследить, как традиционная семейная хроника сменяется - романами воспитания", как общественная проблематика входит в анализ психологии взаимоотношений героев.

Классическую традицию в жанре семейного романа продолжал Жюльен ГРИН (1900-1990), выходец из среды ирландцев, получивший образование в США. Темы распада семейных отношений, построенных на эгоизме, любви-ненависти, разрабатывались писателем столь последовательно и столь глубоко психологически замотивированно, что исследователи его творчества, в частности романов "Монт Синэр" (1926) и "Андрйенна Мезюра" (1927), прибегли к термину "жестокий реализм". Во второй половине тридцатых годов Жюльён Грин увлеченно изучал индуизм, учение метампсихоза, что отразилось в романах "Ясновидящий" (1934) и "Полночь" (1936) с их кошмарными ситуациями и усложненной символикой.