Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Французская Литература

Французская Литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В романс "Обломки" (1932) иследуется утрата человечности в среде богатых буржуа, собственнический уклад жизни, заманивающий человека, но не приносящий удовлетворения. Грин испытал влияние католицизма. Его творчество стоит несколько особняком в литературе своего времени: он не примыкал к каким-либо группировкам или манифестам, что нетрудно ощутить в автобиографической трилогии, созданной в шестидесятые годы ("Уйти до рассвета", "Тысяча открытых дорог", "Дальняя земля").

Во французской литературе начала века заметен своеобразный "ренессанс христианстве", сказавшийся в творчестве ряда писателей. Основатель католического экзистенциализма Габриэль МАРСЕЛЬ (1889-1973), автор драм "Божий человек" (1925) и "Разрушенный мир" (1933), утверждал в одной из ранних пьес ("Новый взгляд"), что всякий, кто был на войне, уже герой. Огромный успех имел роман Жоржа БЕРНАНОСА (1888-1948) "Под солнцем Саганы" (1926), в котором в публицистически-натуралистическом ключе ставились вопросы греховности человека и порочности окружающей его социальной действительности. Положение церкви в обществе, власть денег и раздавленность личности исследуются в романах Бернаноса "Обман" (1927), "Преступление" (1935) и "Дневник сельского священника" (1936). Откликом на события в Испании стала его публицистическая книга "Большие кладбища при лунном свете" (1938).

Литературная деятельность Поля КЛОДЕЛЯ (1868-1955), одного из самых прославленных французских поэтов и драматургов, "нового Шекспира", как его называли соотечественники, прошла под знаком католицизма. Последовательным христианином и верующим Клодель стал в двадцать лет внезапно после знамения, которое ему явилось во время рождественской мессы в Соборе Парижской Богоматери. С того момента он отошел от позитивизма, сказавшегося в его ранних произведениях. Клодель изучал право, длительное время находился на дипломатической службе в США, Японии, Европе. Во многих его пьесах, как правило посвященных проблемам морали, преобладают достаточно условные ситуации: "Город" (1890), "Дерево" (1901), "Благовещенье" (1912), "Протей" (1914).

В поэзии Клодель изобрел особый размер - версет, приближающийся к библейскому. "И космос, и былинка во власти божьей" - эта строка может быть эпиграфом к его философским поэтическим сборникам "Венец блаженства в год господень" (1915), "Военные поэмы" (1922), "Календарь святых" (1925). Героической теме посвящена драма "Атласный башмачок" (опубл. 1930), действие в которой перенесено в Испанию времен инквизиции. Иносказательный план пьесы получил выразительное прочтение в постановке на сцене "Комеди Франсез" в 1943 году (режисер Жан-Луи Барро), а мотив отказа от личного счастья во имя идеи, доминирующий в пьесе, был воспринят в контексте задач военного времени.

Многие актуальные сегодня идеи, освоенные психологией, лингвистикой, информатикой и даже кибернетикой, были высказаны Полем ВАЛЕРИ (1871 - 1945), прозванным критиками "инженером поэзии", Увлечение точными науками увело Валери, ученика Стефана Малларме, к эстетическим и философским эссе и диалогам ("Леонардо и философы", "Душа и танец", "Умолчания", "Злые мысли", очерки о Лафонтене, Декарте, Бодлере, Прусте). Автор поэтических сборников стихов "Юная Парка" (1917) и "Очарования" (1922), куда вошли его наиболее известные стихи "Морское кладбище", "Нарцисс", "Песня колонн", Валери главным трудом своей жизни считал "Тетради".

Валери работал над "Тетрадями" с двадцатитрехлетнего возраста в течение пятидесяти лет ежедневно по три-четыре утренних часа. Им написана двести шестьдесят одна тетрадь. В них - поиск единого метода художественного мышления и той самой "иерархии духа", в силу законов которой, по словам Валери, большое искусство подчиняет себе каждого. В них - проверка многих идей по стихосложению, о которых Жюль Ренар сказал, что "Валери хотел бы выдумать логарифмические таблицы для литературы". Теоретическим положениям Валери соответствовала его попытка создать третью часть "Фауста", однако драматическая поэма "Мой Фауст", начатая перед второй мировой войной, осталась незаконченной. В нее, по замыслу автора, должны были войти драмы, трагедии, феерии, стихи, проза, ибо "тема Фауста не может исчерпаться, как судьба самого человечества". С 1927 года до конца своих дней Поль Валери оставался Президентом Французской Академии, сменив на этом посту Анатоля Франса.

Андре МАЛЬРО (1901-1976) - классик французской литературы XX века, участник двух войн, командовавший маки в Лотарингии, активный антифашист, личность легендарная. Первые литературные опыты Мальро стилистически близки к авангардизму ("Бумажные луны", 1921). Поиск выхода из "царства зла" привел его к революционной теории марксизма, к изучению опыта СССР. При посещении Советского Союза Мальро встречался со Сталиным, выступил с речью на Первом съезде советских писателей, в которой высказал замеченное им недоверие властей к писателям, в силу чего, предположил Мальро, советская литература создает образ СССР лишь во внешних фактах, в этике же и психологии - нет.

"Марксизм - это осознание социальной жизни; культура - осознание жизни психологической" - от забвения этой истины Мальро предостерегал советских коллег. Бунтарство и революционная борьба как возможный путь преодоления абсурда для "западного человека" стали темой романов Мальро "Завоеватели" (1928) и "Королевская дорога" (1930), которые, с одной стороны, обобщают опыт писателя, приобретенный во время путешествий по странам Востока, а с другой - являются данью ницшеанству. В тридцатые годы выходят романы Мальро "Удел человеческий" и "Годы презрения", а также хроника-репортаж об испанских событиях "Надежда". Трехтомное исследование Мальро "Психология искусства" (1947- 1950) написано в жанре эссе. Он создал своеобразный тип воспоминаний, автобиографическую эссеистику, названную им антимемуарами. Книга "Зеркало лимба" (1967-1976) - своеобразный документ эпохи, размышления о жизни перед лицом смерти.