Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Французская Литература

Французская Литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




СЕН-ЖОН-ПЕРС (Алексис Леже, 1887-1975) - поэт и дипломат, работал секретарем посольства в Пекине. Детство прошло на Гваделупе, одном из Антильских островов в Карибском море. Поэт хорошо знал этнос и культуру восточных народов, что и определило неповторимый колорит его поэм двадцатых годов "Расположение князя" и "Анабазис". В них - экзотические мотивы и тайны древних цивилизаций, величавость стиха, находящегося между прозой и поэзией. Годы гитлеровской оккупации поэт провел в эмиграции. Рукописи неопубликованных книг были уничтожены во время обыска в квартире Сен-Жон-Перса, которого правительство Петена лишило французского гражданства. Тема Сопротивления проходит через поэмы "Изгнание" (1942) и "Ветры" (1946). К ним примыкают "Стихи к иностранке" (1943), "Снежные дни" (1944), "Ориентиры" (1957), "Птицы" (1963). В 1960 году поэту присуждена Нобелевская премия.

В книге Роже Гароди "О реализме без берегов" (1963), где одна из глав-эссе посвящена Сен-Жон-Персу, есть такие слова: "...поэтическое творчество Сен-Жон-Перса кажется цельным, как одна большая поэма, единая эпопея о человеке, вобравшая в себя весь его опыт и все его цивилизации, "легенда веков" по мерке нашего века, позволяющая нам ощутить и пережить бурю на море истории и с чувством гордости и радости бытия участвовать самим в этом стремительном движении". Вся поэзия Сен-Жон-Перса выдержана в ритме древних гимнов и обращена, подобно великим мифам, к вечным стихиям:

А мы остаемся нагие один на один с землею, 
с одурью прели и перегноя земли, просыпающейся в испарине. 
Парной оазис земли непаханной в зарослях папоротника, останки мамонта, осколки мрамора.
И тело розы, истрепанной ветром, пахнет землей, словно женщина, ставшая женщиной.

(Пер. Н. Стрижевскои)

Ницшеанское понимание личности утверждал Анри де МОНТЕРЛАН (1896-1972), вступивший в романе "Сон" (1922) в полемику с Барбюсом и той правдой о войне, которую открывал "Огонь". Сам участник первой мировой войны, Монтерлан героизировал победу Франции. Война, по его мнению, оказала облагораживающее действие на ее участников, дала возможность испытать и закалить себя. Спортсмен-любитель, выступавший как тореро, Монтерлан пишет роман о бое быков "Бестиарии" (1926) и пьесу "Одиннадцать у золотых ворот" (1924), где речь идет о спортсменах, а спорт предстает как способ жизни сильных, как шкала жестокости и своего рода религия. Люди действия и культ здоровья противопоставлены у Монтерлана рефлексии интеллигентов, которых неотвязно преследуют проклятые, порой неразрешимые вопросы.

Накануне второй мировой войны Монтерлан издает книги очерков и статей "Сентябрьское равноденствие" (1939) и "Июньское солнцестояние" (1941), недвусмысленно определившие симпатии их автора к сильной власти, тоталитаризму, воплощением которых были для него фашистские Германия и Италия. В годы войны Монтерлан оказался среди коллаборационистов. Большим успехом в оккупированном Париже пользовался спектакль по его пьесе "Мертвая королева" (1942), действие в которой разворачивается в средневековой Португалии. Культ "белокурой бестии" окрашивает бытовые романы Монтерлана о проблемах взаимоотношений мужчин и женщин; в них немало жестокости и цинизма ("Холостяки, 1934; "Жалость к женщинам", 1936; "Девушки", 1936; "Прокаженные", 1939).

Неповторимой стилистикой отличаются романы Луи Фердинанда СЕЛИНА (1894-1961) "Путешествие на край ночи" (1932) и "Смерть в кредит" (1936), вызвавшие в свое время большой резонанс, противоречивые, часто взаимоисключающие оценки и споры, возобновившиеся в последнее десятилетие. По сюжету романы Селина занимают промежуточное место между романами авантюрными и романами воспитания. Герой "Путешествия на край ночи" проходит фронт первой мировой, госпиталь, африканские колонии, познает контрасты американской действительности. Путешествием по собственной писательской биографии в период становления личности от детства до юности можно назвать второй роман. На этом сходство с указанными жанровыми разновидностями заканчивается, ибо перед нами романы скорее "антивоспитания", в которых побеждает грубая стихия бытия и безразличие ко всяким нормам и правилам пристойности.

Со страниц книг Селина встает мир без ретуши, как он есть: жестокий, скабрезный и пошлый, циничный и похотливый. Чему он может научить юные создания? Убивать на войне, которую все оправдывают. А если индивид не хочет убивать - остается выживать любыми способами, в том числе и с помощью цинизма. Оба романа написаны врачом по профессии, с медицинским исследовательским углублением в биологическую особь, называемую "человек", бесстрастно и натуралистически дотошно. Селин был автором диссертации о сепсисе, где он затронул проблему пособничества смерти; свою диссертацию он не без оснований назвал первым "медицинским романом".

Селин родился в пригороде Парижа, в семье мелких торговцев, всю жизнь стремившихся разбогатеть, дать своему единственному сыну приличное воспитание и образование. В романе "Смерть в кредит" талантливо изображена судьба его семьи: мать, неутомимая труженица, торговавшая старинными кружевами и антиквариатом; отец, эгоист и склочник; постоянный недостаток в семье и комплекс преуспеяния; отчаянные попытки быть личностью, выплыть из сточной канавы жизни, вырваться из огненного шара сплетенных чужих судеб и страстей, подлости и авантюризма. Из войны Селин вышел инвалидом и яростным пацифистом. С 1920 года посвятил себя медицине; "доктор для бедных" продолжал изучать теневые стороны жизни.