Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Французская Литература

Французская Литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Роман "Путешествие на край ночи" стал сенсационной книгой. Поначалу он благожелательно был принят революционными писателями как роман антивоенный, который сравнивали с книгами Барбюса. Эльза Триоле подготовила перевод романа на русский язык. Он был издан в Москве в 1934 году в настолько сокращенном виде, что это скорее напоминало "адаптацию". Почти сразу же резкую критику этому роману дал Горький в докладе на Первом съезде советских писателей. Резонанс этой критики заглушил все разумные доводы и на долгие годы определил зону умолчании вокруг Селина. Между тем этот непростой по творческой и жизненной биографии писатель, наделенный ярким и могучим дарованием, требует к себе непредвзятого подхода - научного, а не политического.

"Путешествие на край ночи" - роман антивоенный, изображающий абсурд войны, в которой нет правых: все участники взаимоистребления - виновны; нет разумных: все - идиоты; нет победителей: все побеждены войною, все - жертвы. Бардамю постигает много безрадостных истин, но и он - жертва. Он одинок, лишен любви, теряет друзей и близких. "Человек - кошелек, набитый тухлыми потрохами" - не одну подобную истину постиг герой Селина, чтобы быть скрученным жизнью и не поддаваться ей инстинктивно. В уничижительном отношении к войне Селин близок Гашеку - оба исходили из абсурда войны. Официальная героизация войны вызывает у героя Селина циничное ко всему отношение, своеобразную защитную реакцию существа поверженного и раздавленного. Аморализм Селина - это его выбор, его позиция. Точнее, не аморализм, а надморальность, ибо его индивидуальное сознание вне морали. В годы второй мировой войны Селин выразил симпатии фашистам, пришел к коллаборационизму. Довольно противоречивая его позиция выражена в памфлетах 'Резня из-за пустяков", "Школа трупов", "Переполох", романе "Марионетки", повести "Тирания", автобиографической хронике "Из замка в замок".

Уникальность прозы Селина - в особой стилистике и раскованном языке, опрощенном и примитивизированном; автор создавал новую лексику, широко использовал просторечия, полистилистику, арго. Селин пережил в свое время интерес к социально-классовым теориям. Посетив Советский Союз, он написал памфлет "Меа culpa" ("Моя вина").

Тридцатые годы принесли большой успех французской драматургии. Потребность высоких чувств заставляет драматургов (Клодель, Кокто) обращаться к античным сюжетам и образам, героическим эпохам. Плодотворно развивается экзистенциалистская драма (Сартр, Камю, Ануй) и близкая к ней "мифологическая", определившая ведущую тенденцию в развитии французского театра, прочно связанную с именем Жана ЖИРОДУ (1882-1944).

Жироду дебютировал увлекательными и парадоксальными романами, среди которых "Сюзанна и Тихий океан" (1921). В основе его сюжета лежит робинзонада: прелестная юная француженка оказалась после кораблекрушения на необитаемом острове, воспринимаемом как земной рай по сравнению с военной действительностью, отголоски которой долетают до острова то канонадой сражений, то зрелищем проплывающих трупов моряков. Драматургия Жироду вырастает из его романов; она так же парадоксальна, изящна, хотя в ней прочитывается глубокий подтекст и философский смысл. Игровая ситуация придает неповторимый колорит стилизации под античность в комедии "Амфитрион-38" (1929), ироничной и смешной. Тридцать восьмая интерпретация знаменитого мифа после Плавта, Мольера, Клейста, она изысканно разоблачала псевдогероику войны.

В пьесе "Троянской войны не будет" (1935), написанной в канун войны, перекличка с современностью заставляет зрителя не упускать из виду ведущую мысль - мысль о мере ответственности каждого и всех государственных институтов за "самое смрадное и самое лицемерное средство уравнивать людей", каким автору представляется война. Полемика с мифом начинается с названия и первых реплик Андромахи, которая в диалоге с Кассандрой уверенно сообщает, что "троянской войны не будет", и выдвигает аргументы: "Парис не дорожит больше Еленой. А Елене надоел Парис...; крошку Елену вернут, да еще в упаковке". Гекуба ждет ребенка и умоляет Гектора закрыть ворота, которые ведут на войну. В смешных пародийных ситуациях высмеивается тщеславие политиков, игры националистов, недальновидность интеллектуалов, слагающих военные оды, похотливость старцев, впадающих в детство при виде Елены. Отношение автора к войне выражают слова Гекубы: "Когда мартышка взбирается на дерево и показывает нам свой красный зад, весь в чешуе, блестящий и окруженный грязными космами, - это и есть прообраз войны, ее лицо". Среди других широко известных пьес Жироду - "Юдифь" (1931), "Электра" (1937), фантастическая сатира "Безумная из Шайо" (1944).

В 1940 году Жироду опубликовал книгу "Без власти" - о начале "странной войны", мобилизации, напоминавшей скорее бегство эмигрантов, о развале армии и постыдной оккупации.

Театр Жироду - это целая эпоха. По словам Андре Моруа, он "не похож ни на один другой театр... кроме, пожалуй, Аристофана"; театр Жироду "наряду с клоделевским вернул былое значение сценическому стилю". Этот театр стремился быть реальным в ирреальном, в нем новаторски использована условность природы театра, и если, отмечает далее Моруа, "Шекспир выводил на сцену духов и чудовищ, то Жироду - привидения и ундину", а язык его театра литературен в том смысле, что это хорошая литература.

Выдающимся мастером биографического жанра, одним из самых читаемых писателей современности является Андре МОРУА (1885-1967, настоящее имя Эмиль Герцог). Он сумел соединить в своих романах интерес к истории и частную жизнь; психологические характеристики персонажей в них убедительны и достоверны. Документальная основа, доскональное знание описываемой исторической эпохи и знаменитых личностей, включение в текст романов мемуаров, материалов переписки обеспечили стойкий успех вышедшим из-под его пера биографиям исторических и политических деятелей ("Карьера Дизраэли", 1927; "Эдуард VII и его время", 1933), ученых, среди которых изобретатель пенициллина А. Флеминг ("Жизнь Александра Флеминга", 1959).

Всемирное признание Моруа принесла беллетристика, посвященная жизни и творчеству великих писателей: "Ариэль, или Жизнь Шелли" (1923), "Байрон" (1930), "Шатобриан" (1938), биографии Бальзака, Жорж Санд, Виктора Гюго, Вольтера. Дюма. Особое место среди них занимают русские писатели Тургенев, Чехов (которого Моруа назвал "Шопеном в драматургии"), Толстой (ему посвящен очерк "Война и мир"). В биографической прозе Моруа предстает не только проникновенным исследователем психологии личности, но и компетентным литературным критиком. Его биографии, как правило, содержат глубокий профессиональный анализ творчества исследуемого писателя и могут соперничать с монографиями и научным литературоведением. Особенности поэтики излюбленного типа романа раскрыты Моруа в лекциях "Виды биографического жанра", прочитанных в 1928 году в Кембриджском университете. Одной из разновидностей данного жанра можно считать литературные портреты, составившие четыре книги. В них осмыслены важнейшие этапы развития французской словесности: "От Лабрюйера до Пруста" (1964), "От Пруста до Камю" (1963), "От Жида до Сартра" (1965), "От Арагона до Монтерлана" (1967). Они написаны уже под конец жизни многоопытным художником, признанным мастером жанра романа-биографии.