Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Ромен Роллан

Ромен Роллан
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Ромен Роллан, автор "Жана-Кристофа" и "Кола Брюньона", был близок русской культуре, переписывался в разные годы жизни с Л. Н. Толстым, М. Горьким, Н. Рубакиным. Период с 1914 по 1919 год у Роллана насыщен публицистической деятельностью, в основе которой - отклик на войну, вначале представлявшуюся ему "массовым психозом" и только позднее открывшуюся в своей обнаженной сути - как столкновение хищнических интересов разных слоев и групп. Роллан сочувствует народам, которых приносят в жертву на алтарь Бога капитала Плутоса. Размышления о войне, революции и борьбе как таковой преломляются в повести Роллана "Пьер и Люс" (1918, опубл. 1920) и в аллегорической драме "Лилюли" (1918), напоминающей "Мистерию-буфф" В. Маяковского, где "настоящая жизнь народов Европы в зрелище необычайное превращена".

Лирическая повесть "Пьер и Люс" рассказывает историю чистой и трогательной любви, обреченной в самом начале, ибо шла война. Ее герои познакомились в толпе во время тревоги; у Пьера была повестка: он должен был отправляться на фронт. Общечеловеческая идея о несовместимости с войной нормальных человеческих чувств, в том числе и любви, здесь доминирует над стремлением Роллана понять причину войны - этой, конкретной, и войн вообще. Этому стремлению большого художника и мыслителя отвечала философско-обобщенная поэтика пьесы "Лилюли". В ней действуют условные персонажи Иллюзия и Истина, обобщенные образы-символы крестьян Жака и Ганса. Они представляют народы, живущие на разных берегах одной реки, которые "тучные" сгоняют на братоубийственную бойню. В такой бойне могут погибнуть все, и символично это представлено в поединке двух храбрых юношей с той и с другой стороны. Пессимистические предсказания обыграны в финале пьесы, в монологе Лилюли-Иллюзии, произнесенном на фоне последствий катастрофы, напоминающей конец света.

Роллан не остался в стороне от политических событий. Человек классического гуманитарного образования, искусствовед и музыкант, он много душевных сил отдал освобождению человеческого разума от паутины иллюзий, лжи и торгашеской морали. Позиция художника, создавшего величественные образы гениального и мудрого Кола Брюньона и непримиримого нонконформиста Кристофа Крафта, логически вела его в гущу политической борьбы. Постепенно Роллан из "человека мысли" становился, по его собственной терминологии, "человеком действия", ради великих целей революции готовым оправдать и многие жертвы гуманизма, что сказалось определенными художественными потерями в эпопее "Очарованная душа" (1922-1933). Грандиозный замысел, во многом автобиографический, воплощается в ней на примере мятущегося Духа сильной женщины, духовной сестры Кола Брюньона и Жана-Кристофа Крафта, оказавшейся на перекрестке социальных и политических битв XX века с его революциями, войнами и фашизмом. Путь интеллигенции к народу через революцию, ее "прощание с прошлым", путь западноевропейской интеллигенции вообще воплощается на примере судьбы Аннеты, ее друзей и родных.

Главная героиня Аннета Ривьер принадлежит, по словам Роллана, "к авангарду того поколения женщин, которому во Франции пришлось упорно пролагать себе дорогу к независимому положению в борьбе с предрассудками и злой волей своих спутников-мужчин". В образе Аннеты переплелись и социально-политические, и биологически-подсознательные мотивы, символически воплощающие время эпохальных преобразований, неудержимого стремления вперед. Пройдя тяжкий путь выживания, борьбы за хлеб насущный и свое человеческое достоинство, Аннета преодолевает одиночество и бездну материнского горя (в Италии от рук фашистов погиб ее сын Марк) и становится на путь активной политической борьбы (аллюзия с романом Горького "Мать" узнаваема). Аннета, писал Роллан, - это "вселенская Мать", приобщающаяся в конце пути к "радостям и страданиям всех живущих".

Это измерение изменило первоначальные подходы к характеру героини и установку на изображение "жизни внутренней", что Роллан определил во вступлении к эпопее. В главах, где описывается жизнь в Советской стране, тогда известной Роллану лишь по прессе и переписке, художественные мотивировки становятся все менее убедительными и органичными. Публицистичность в последней книге эпопеи оборачивается схематизмом и заданностью; сворачивается и философская задача Роллана - обратиться "к двум величайшим социальным начинаниям - начинаниям, осуществлявшимся в Индии и в СССР".

Радостный пафос, которым Роллан встретил русскую революцию в статье "Привет свободной и несущей свободу России", объясним его давней мечтой о "новом обществе", о справедливости. Дата ее написания - 1 мая 1917 года - свидетельствует, что идеи буржуазно-демократической революции были приняты Ролланом без тех сомнений, которые принесут события Октября. Главный повод для них - насилие и диктатура, заставившие французского мыслителя, большого друга Махатмы Ганди, сообща с выдающимся философом Индии искать аргументы, чтобы понять "манящую загадку" России. Все это отразилось в обширной публицистике Роллана (статьи "Над схваткой", "Декларация независимости духа", "Прощание с прошлым"), в художественных произведениях ("Очарованная душа", драма "Робеспьер", завершившая монументальный цикл "Драм революции"), дневниках ("Московский дневник"), биографиях великих людей, переписке.