Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Рокантен предстал типичным для экзистенциализма геро­ем вне социальных связей и нравственных обязательств, на пути обретения абсолютных одиночества и свободы. Он при­влек глубиной исследования жизни "в себе", провозглашени­ем свободы от общества и бессмысленного мира, свободой делать выбор и отвечать за него, воспринимая ответствен­ность вне социальной значимости.

"Действие рассказа "Стена", давшего название целому сбор­нику новелл, происходит в республиканской Испании во вре­мя гражданской войны и моделирует абсурдность бытия. Среди заключенных в камере ожидает казни анархист Пабло Иббиета, оказывавший содействие республиканцам. Он разыгрывает мнимое предательство. Не ради спасения своей жизни, кото­рой, как истинно экзистенциалистский герой, он не дорожит, а чтобы пошутить над палачами, доказать свое над ними пре­восходство - превосходство человека, презревшего смерть. В итоге он действительно оказывается предателем. По злой воле рока, как сказали бы древние мыслители, а по объяснению автора - согласно антилогике абсурда. Сартр исследует по­граничную ситуацию, в которой смерть неестественна, но и жизнь нелепа, как абсурдный фарс.

В 1940 году, находясь в немецком лагере для военноплен­ных, Сартр написал пьесу "Мухи"; через три года она была поставлена в Париже и воспринята как пьеса антифашист­ская. Проблемы личной ответственности, выбора и свободы решались в ней на мифологической основе, как это было в "Антигоне" Ануя и драмах Клоделя. Обращение французской драматургии в сороковые годы к мифологии продиктовано не только цензурными соображениями. Эта форма оказалась удобной для выражения философских идей экзистенциализма, набиравших тогда популярность.

Герой трагедии "Мухи" Орест прибывает в Аргос, где на­ходится дворец его предков. В нем после злодейского убийст­ва отца Ореста живет со своим новым мужем Эгисфом мать героя. В Аргосе героя встречает жуткая реальность: полчища трупных мух, зловоние, вереницы плакальщиц, молящиеся старухи. Преступно взошедший на престол Эгисф учредил культ мертвых и заставил живых каяться в грехах перед ними, принудил забыть о свободе, находиться в постоянном страхе. Людям это, как ни странно, не в тягость. "Они лелеют свое горе, они нуждаются в привычной язве и заботливо поддер­живают ее, расчесывая грязными ногтями. Их можно вы­лечить только насильно: зло одолеешь лишь злом",- говорит Оресту сестра Электра.

Воспитанный в традициях светлого скептицизма, Орест сохраняет какое-то время позицию стороннего наблюдателя. Затем "свобода ударяет в него, как молния". Он активно вмешивается в судьбу в общем-то далеких ему горожан, мстит Эгисфу за отца, но совершает этот поступок с одной-единственной целью - ощутить себя свободным и доказать, что человек свободен. Он противостоит богам и царям, секрет ко­торых выдает Юпитер: они знают, что люди свободны, но лю­дям это неизвестно. В результате своего выбора Орест оказы­вается совершенно одиноким (толпе свобода не по плечу), покинутым даже сестрой, но он идет до конца, уводит за со­бой эриний (богини мщения и угрызений совести), очищает город. "Что мне Юпитер? - восклицает он.- Справедливость - дело людей, и я не нуждаюсь в богах, чтоб знать, в чем она состоит. Справедливо раздавить тебя, гнусный пройдоха, справедливо свергнуть твою власть над жителями Аргоса, справедливо вернуть им чувство собственного достоинства".

В трагедии "Мухи" содержалась попытка противопоста­вить разум и нравственный императив иррационализму и мистике, к которым прибегла фашистская идеология. Однако, хотя пьеса Сартра несла антифашистский подтекст, она рас­ходилась с пониманием сопротивления как народного и мас­сового организованного протеста, которое утверждала комму­нистически ориентированная литература. Полемика с Сарт­ром и экзистенциализмом драм Ануя содержится, например, в романе Луи Арагона "Коммунисты". Арагон считал, что ми­фологическая драма при всем ее антифашизме экзистенциа­листична, ищет выход для "одинокого человека", наполняет смыслом борьбы его бытие, игнорируя при этом народ и саму возможность массового сопротивления.

В послевоенном творчестве Сартра драматургия займет наиболее важное место. В пьесах "За запертой дверью" (1945), "Мертвые без погребения" (1946), "Дьявол и господь бог" (1951), "Затворники Альтоны" (1960) развиты возможности интеллектуального театра, философской рационалистической притчи. Для Сартра характерна, по словам С. Великовского, "пытка мыслью", что проявилось во всем его творчестве, и особенно в романе "Дороги свободы" и программных фило­софских сочинениях.