Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Английская литература, Пристли, Оуэн

Английская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Расплывчатость и безысходность, неясность видов на бу­дущее становится темой трилогии "Современная история" ("Белая обезьяна", 1924; "Серебряная ложка", 1926; "Лебе­диная песня", 1928). Век, который наступил после войны, с его переоценкой ценностей, некогда незыблемых, представля­ется Голсуорси достойным комедийных средств, и во второй трилогии "Саги о Форсайтах" речь идет о гибели культуры, формалистических экспериментах в живописи и скульптуре, крахе фрейдистских мотивировок в литературе. Голсуорси, напуганный стачкой 1926 года, склонен идеализировать ста­рый форсайтский век с милым его душе порядком и стабиль­ностью.

Послевоенная научная фантастика Герберта УЭЛЛСА раз­вивает его идеи "разумной" эволюции общества на основе достижений науки и техники, "деятельности просвещенных" капиталистов: "Мир Вильяма Клиссольда" (1926), "Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол" (1928). Средства фантастичес­кой литературы сочетаются в ней с сатирическим анализом реальных событий, таких, как война, как процесс Сакко и Ванцетти в США. Угроза фашизации страны исследуется в романах "Накануне" (1927), "Самовластие мистера Парэма" (1930), намечается тенденция перерастания научной фанта­стики в социально-политическую психологическую прозу.

В начале века появляются романы Эдуарда Моргана ФОРСТЕРА (1879-1970), которого критика определила как писателя переходного периода от традиционного критичес­кого реализма к искусству трагического XX века. Форстер много путешествовал, посетил Италию, Грецию, Германию, Индию, читал лекции в США. Действие первых романов - "Куда боятся ступить ангелы" (1905) и "Комната с видом" (1908) - происходит в Италии. Широкую известность получил роман "Поездка в Индию" (1924), где параметры семейного романа и занимательный сюжет (экспедиция к пещерам, имеющим зловещее и странное эхо) не препятствуют серьез­ным раздумьям над проблемой взаимоотношений колонизато­ров с местным населением. Показаны эти взаимоотношения на проблеме нечувствительного сердца, глубоко разработан­ной в романе. "Драма, изображенная в "Поездке в Индию",- писал английский литературовед А. Л. Мортон,- от начала и до конца разыгрывается при жестоком, гнетущем, неотступном свете солнца, все усиливающемся по мере приближения жаркого сезона. Солнце в книге Форстера - и персонаж, и одновременно символ могущества, лишенного красоты, ин­теллекта, не одушевленного любовью, царь, из чьих владений нет исхода".

Форстер превосходно владел формой психологического романа, очень высоко ценил прозу Вирджинии Вулф и Джеймса Джойса, испытал влияние их новаторских поисков. Его романам свойственна изысканность, ироничность. Иссле­дователи отмечали изящество стиля романов Форстера, их высокую культуру и отточенность характеристик.

Известен Форстер и как блистательный эссеист и литератур­ный критик, автор глубоких очерков о прозе Л. Толстого, М. Прус­та, Т. С. Элиота и других своих современников (книга "Аспекты романа", 1927). Он автор киносценариев, либретто для оперы Бриттена "Билли Бадд" по роману Германа Мелвилла.

Вильям Сомерсет МОЭМ (1874-1965) - тонкий психолог, мастер реалистической прозы, драматург и эссеист - дебютиро­вал в 1897 году романом "Лиза из Лэмбета". За плодотворную творческую жизнь он написал более двадцати романов, сборни­ков рассказов, пьес. Среди них - "Бремя страстей человеческих" (1915), "Сплошные прелести" (1929), "Театр" (1937). "Луна и грош" (1937), посвященный мятежной жизни и творчеству Поля Гогена. Проблема творческой личности дается на фоне острых конфликтов ее взаимоотношений с государством, моральных ас­пектов жизни - эгоизма, торжествующего собственничества - и приобретает особый колорит под рукой тончайшего мастера, способного без нажима и экзальтации воспроизвести смятенные чувства, экзотические миры.

В конце двадцатых годов выступает как поэт и литератур­ный критик Джон Бойнтон ПРИСТЛИ (1894-1984). Героями его романов тридцатых годов являются интеллигенты сред­него класса, испытывающие опустошенность, состояние мо­ральной нестабильности: "Улица Ангела" (1930), "Они бродят по городу" (1936). В годы войны пользовались большой попу­лярностью в Англии романы Пристли о жизни в тылу: "Затемнение в Грэтли" (1942), "Дневной свет в субботу" (1943). До сих пор на сценах театров мира ставятся пьесы Пристли "Опасный поворот" (1932), "Время и семья Конвой" (1937), "Мистер Кеттл и миссис Мун" (1955).

Яркое сатирическое дарование обеспечило успех и место сре­ди признанных мастеров английской прозы Ивлину ВО (1903- 1966), дебютировавшему в 1928 году романом "Упадок и разру­шение". В гротескно-ироническом изображении Ивлином Во быта и нравов английской частной школы, необременительного образа жизни золотой молодежи" Оксфорда двадцатых годов было немало автобиографического. Из собственного опыта писа­тель знал, что Изгнанный из университета за нерадивость студент не пропадет, особенно если он выпускник престижной частной школы,- наверняка он получит место учителя по самым неожи­данным для себя дисциплинам и будет вести уроки столь же не­ожиданно, как герой романа Поль Пеннифезер, поставивший по словесности задачу - написать за денежное вознаграждение са­мое длинное сочинение независимо от содержания. Умение вы­светить в абсурдном и нелепом меркантилизм морали, корысто­любие и глупость, а также неожиданная свежесть художественного видения принесли успех последующим романам Ивлина Во - "Мерзкая плоть" (1930), "Черная беда" (1932), "Пригоршня праха" (1934), "Сенсация" (1938). Эти пять романов были только началом: заложенные в них возможности развития традиций Смоллетта и Филдинга, парадоксальности Уайльда и Шоу в сочетании с эксцентрикой, необузданным шаржировани­ем и "черным юмором", характерными для нового века, дадут удивительные плоды в творчестве Во сороковых - пятидесятых годов. Достаточно назвать шокирующе гротескные повести "Незабвенная" (1948) и "Любовь среди развалин" (1953).