Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Джордж Бернард Шоу

Джордж Бернард Шоу
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Джордж Бернард Шоу к началу двадцатого века уже стал достопримечательностью Англии: мастер гротескной комедии, выдающийся сатирик, ниспровергатель ханжеской морали викторианства. Посетивший Англию в 1924 году по пригла­шению Пен-клуба Карел Чапек оставил такой выразительный портрет: "А вот существо почти сверхъестественное - мистер Б. Шоу... Огромного роста, тонкий, прямой, он похож то на господа бога, то на весьма злокозненного сатира... в нем есть что-то рыцарское, напоминающее Дон Кихота, что-то апо­стольское и что-то позволяющее относиться с иронией ко всему на свете и в том числе к самому себе".

Бернард Шоу вошел в мировую литературу как истинно английский драматург, у которого есть основания спорить с Шекспиром, комедиограф, владеющий неповторимо изящным английским юмором и своей манерой шутить. Эта манера, по словам Шоу, заключалась в том, чтобы говорить правду. Его пьесы поначалу воспринимались как оскорбительные для благопристойного общества, шокировали неожиданным соче­танием в них парадоксального ума и глубокого знания жизни, нередко на уровне политэкономии, которая, как признавался Шоу, была для него "тем же, чем анатомия для Микеланджело". Шокировал интерес автора к социальным порокам, увлечение политикой, его неприличное копанье в "навозной куче", на которой герои его "неприятных пьес" делали свои немалые состояния, обеспечивающие им жизнь приятную и безбедную. Шоу принадлежал к "фабианцам", выступавшим за медленные, неспешные реформы, читал очень пристально Маркса, кое-что, в частности идею сверхчеловека и "жизнен­ной силы", заимствовал у Ницше, выступил против войны, поддержал русскую революцию, посетил в 1931 году СССР. Драматургия Шоу вбирала в себя его взгляды и позицию, но она никогда не превращалась в приложение к политическим воззрениям писателя. Она развивалась по законам его удиви­тельного таланта, независимой личности, позволявшей не реагировать на светскую суету, возвыситься над честолюби­вым желанием успеха и радоваться "неуспеху", имевшей му­жество, чтобы смеяться над смешным.

Шоу сознательно прогнозировал "неуспех"; хорошо зная своих соотечественников, шутил, что "английское лицемерие - наилучшим образом замаскированное лицемерие в мире". В ранних циклах пьес ("Неприятные пьесы", "Приятные пье­сы", "Пьесы для пуритан"), написанных с 1892 по 1899 год, он раз и навсегда определил свое ироническое отношение к официальной морали викторианской Англии и стал в ее нис­провержении достойным своих великих предшественников.

Бернард Шоу виртуозно владел искусством комедиографа. Его пьесы - это россыпи разных жанровых вариаций: от су­губо интеллектуальной и умозрительно-философской пьесы до социально-политического гротеска, от научного трактата до интимно-бытовой драмы. Он придумывал своим пьесам причудливые определения: политическая шутка и экстраваганца, историческая хроника и эксцентриада, комедия-безделка и помпезная комедия. Но как бы ни определял жанр сам автор, возможна типологическая характеристика его из­любленных форм. Во-первых, это всегда "умственная", дис­куссионная пьеса, заставляющая вспомнить признание Шоу о том, что "интеллект - в сущности та же страсть", а "театр - фабрика мысли". Во-вторых, пьеса Шоу всегда парадоксальна: в ее основе неожиданное суждение, расходящееся с общепри­нятым мнением и даже противоречащее, но лишь на первый взгляд, здравому смыслу. Глубинный смысл вещей искал Бер­нард Шоу с помощью парадокса, в нем находил оружие про­тив лицемерия и фарисейства. Его парадоксальную манеру поиска истины нетрудно угадать в знаменитом "эффекте остранения" Брехта, тоже имевшем целью разоблачение так на­зываемой объективной видимости, другими словами - стой­ких стереотипов восприятия, часто основанных на лжи и заблуждениях. Вспомним оппонентов Галилея, упорно не же­лавших верить, что земля вертится ("Галилео Галилей").

Парадоксальность характерна для разных уровней и струк­тур пьес Бернарда Шоу. В них парадоксальны ситуации: "цветочница может стать герцогиней, а герцогиня цветочни­цей - нет" ("Пигмалион"), парадоксальны герои ("Ученик дьявола", "Цезарь и Клеопатра"), названия пьес ("Пьесы для пуритан"). Парадоксальная специфичность пьес Шоу и в том, что, по словам автора, это - "плохо сделанные пьесы". Дра­матург при этом не лукавит: предлагая пьесы для чтения, он не заботится об интриге, которая обычно держит в плену зри­тельское внимание; более того, предпосылает своим пьесам обширные предисловия - сами по себе чтение нелегкое. Его заботит литература, а на кассовый успех. Его "плохо сделан­ные" пьесы - превосходная литература.

Вершина драматургического искусства Шоу, по мнению многих,- "Святая Иоанна", "хроника в шести частях с эпило­гом". Пьеса была написана в 1923 году. Вскоре после этого Шоу был удостоен Нобелевской премии (1925). Судя по предисловию, где с научной обстоятельностью излагается историческая судьба Жанны д'Арк в сопоставлении с Сократом и Наполеоном, где дан беглый анализ пьесы в диалоге с дотошным критиком, это - историческая пьеса и хроника. Судя же по главной идее и спосо­бу изложения исторических фактов, "Святая Иоанна" - экстра­вагантная притча. Она посвящена проблеме, волновавшей мыс­лителей и художников разных эпох,- конфликту инициативной, наделенной ясным умом сильной личности с консерватизмом и слепотой окружающих. Они, правда, воздают личности должное, возводят в ранг героев и святых, но делают это далеко не всегда и, как правило, уже после смерти.

В сюжете пьесы - парадокс Жанны д'Арк, с которого Шоу начинает предисловие: "Жанна д'Арк, деревенская девушка из Вогез, родилась около 1412 года, была сожжена за ересь, ведовство и колдовство в 1431-м, кое-как реабилитиро­вана в 1456-м, провозглашена преподобной в 1904-м, объявлена блаженной в 1908-м и, наконец, причислена к лику свя­тых в 1920-м. Самая выдающаяся святая воительница от Рождества Христова и самая большая чудачка среди эксцен­тричных фигур средневековья..."

Трагедия Жанны разыгрывается на фоне Столетней вой­ны, обескровившей Францию, приносившей ей поражение за поражением. С помощью мистики и чудес, которые в общем-то легко разгадываются, Жанна добивается права возглавить войско и освобождает город Орлеан, коронует Карла VII в Реймском соборе, тем самым получая необычайную популяр­ность у народа и власть, которая насторожила феодалов. Бургундцы берут ее в плен (герцог Бургундский был в союзе с англичанами) и продают англичанам, а те, не имея своей ин­квизиции, обращаются с просьбой к французской. Таким образом, французская национальная героиня предстает перед судом французской инквизиции с участием англичан.