Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Джордж Бернард Шоу

Джордж Бернард Шоу
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Все парадоксально в этой пьеса, где кульминационной сценой становится судебное заседание, во время которого лю­быми путями стараются доказать причастность Жанны к ере­си. В это не верит даже поставленный во главе суда Пьер Кошон, епископ города Бове, но он получил взятку (ему обе­щана Руанская епархия), и вверенный ему суд приговаривает Жанну к сожжению на костре. С помощью судебного фарса Шоу судит врагов Жанны - церковь, феодалов, инквизицию. В длинном списке прегрешений, предъявленном поначалу Жанне, от шестидесяти четырех пунктов осталось двенадцать; среди них - кража лошадей, ношение мужского платья, пля­ска с детьми вокруг волшебных деревьев и моленья у заколдо­ванных источников. Нелепость обвинения тем абсурднее, чем убедительнее в Жанне звучит протест против всей государствен­ной системы, продажной и лживой, враждебной человеку, про­тест против алчных феодалов и корыстолюбия церкви. У Жанны - свой бог, она говорит со своими святыми, обходясь без церкви, она наделена умом и способностью к осмысленному действию. Она враг этой системы уже потому, что мыслит и ум­на, что действует по совести и честна. Ее сжигают, чтобы после смерти оправдать, а еще через столетия объявить святой. Ее сжигают, потому что "еретику лучше быть мертвым, так как лю­ди земным своим зрением не умеют отличать святую от ере­тички". Ее сжигают, наконец, потому, что глупцы не терпят тех, кто разоблачает их глупость. Четыре столетия понадобилось для того, чтобы понять, кто она была на самом деле, но и двадцатый век не готов предоставить Жанне право воскреснуть.

Философский смысл притчи о Жанне сконцентрирован в эпилоге, где в форме сна, беспокоящего коронованного Жанной Карла Победоносного, воскресают тени прошлого. В последней фразе эпилога афористически обобщен замысел пьесы: "О боже,

ты создал эту прекрасную землю, но когда же станет она достой­на принять твоих святых? Доколе, о господи, доколе?" Подобно Яну Гусу, Джордано Бруно, Копернику, лучшие умы земли должны платить своей жизнью ради прозрения, а точнее, лишь временного просветления неясного сознания толпы.

В 1929 году Шоу пишет парадоксальную комедию "Те­лежка с яблоками" - изящную сатиру на буржуазную демо­кратию и несостоятельность парламентаризма. Действие в этой "политической эксцентриаде" происходит в Англии 1962 года, которая испытывает разносторонний экономический и политический кризис. Крупнейшая промышленная корпора­ция в стране Ремонтный трест скупает и кладет под сукно все новые идеи и изобретения, так как поломки и аварии для нее - источник доходов. Некогда могущественная Англия теперь производит шоколадную помадку и клюшки для гольфа; меж­дународную известность ей приносят английские пони и гор­ничные, неизменно побеждающие на конкурсах красоты. Все это - итог политической неразберихи, некомпетентности ми­нистров, озабоченных лишь сохранением своих кресел. Пара­доксальна и сюжетная линия короля Магнуса - единственного персонажа в пьесе, кто неравнодушен к судьбе государства и вынужден вести отчаянную борьбу с кабинетом министров.

В пьесе "Горько, но правда" (1931) Шоу снова иронизиру­ет над Англией, над ее бездельничающей интеллигенцией, в среде которой все перепуталось: воры и священники, похити­тели и беглецы, болезни и духовное здоровье. Англии проти­вопоставлено вымышленное государство ФОРО - Федера­тивное Объединение Разумных Общин, под которым Шоу подразумевает СССР, где ликвидировано классовое неравен­ство, где все обязаны трудиться и делается попытка поставить все на свои места. Именно там мечтают осмысленно трудить­ся богатые бездельники, скучающие персонажи пьесы. Та же мысль высказана в комедии "Миллионерша" (1936) устами эмансипированной Епифании, считающей, что в Англии ее умственная энергия расходуется впустую, а в России, где нет ни бедных, ни богатых, нужны женщины на руководящую работу и если она будет работать не покладая рук, то скоро сможет заседать в Совнаркоме.

Бернард Шоу, парадоксальный мыслитель и художник, из­вестен как один из самых тонких остряков. Афоризмами на­сыщены диалоги его пьес, афоризмы изрекал он сам, и до сих пор не иссякают публикации его афоризмов в посвященном ему журнале "Джи-Би-Эс". Шоу работал в течение всей жиз­ни: кроме широко известного "Простачка с Нежданных ост­ровов" (1935) - феерического апокалипсиса, продолжающего киплинговскую колониальную тему, в последние годы им на­писаны "Миллиарды Бойанта" (1947) и среди других миниа­тюр - фарс для кукол "Шекс против Шо" (1949) о "поедин­ке" Шоу с Шекспиром.