Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Джеймс Джойс

Джеймс Джойс
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




С именем англо-ирландского писателя Джеймса Джойса свя­зана школа "потока сознания". В романе "Улисс" он поставил целью показать всевозможные варианты этого приема и осуще­ствил замысел столь основательно, что его имя стало молние­носно известно всему миру сразу же после выхода романа. Впер­вые экспериментальная книга Джойса была опубликована в 1922 году в Париже, где писатель жил в эмиграции. В Англии и Аме­рике "Улисс" оставался запрещенным за безнравственность до 1937 года, хотя фрагменты романа печатались в маленьких жур­налах в Америке задолго до появления парижского издания. Критика упрекала автора в натурализме и эротичности, в слово­творчестве и святотатстве. Сегодня опыт Джойса, как и всей школы "потока сознания", широко используется художниками слова разных направлений, школ и концепций.

"Поток сознания" (англ. stream of consciousness) как тех­ника письма представляет собой алогичный внутренний мо­нолог, воспроизводящий хаос мыслей и переживаний, мель­чайшие движения сознания. Это - свободный ассоциативный поток мыслей в той последовательности, как они возникают, перебивают друг друга и теснятся алогичными нагроможде­ниями. Термин "поток сознания" и его первое теоретическое обоснование появились в трудах американского философа и психолога Уильяма Джеймса, в частности в его книге "Науч­ные основы психологии" (1890). В ней была развита идея о том, что сознание "не цепь, где все звенья соединены после­довательно, а река". Следовательно, в нем наличествует некая иная форма связи, иной принцип сцепления, в котором, по мысли Джеймса, и следует искать подлинную сущность человека. Не во внешней жизни и поступках, а в жизни внут­ренней, эмоциональной, которая по своей природе иррацио­нальна и не подчиняется законам логики. Кстати, Джеймс считал, что "на практике всякий человек имеет столько же разных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит", и одним из пер­вых высказал идею "маски". Раскрыть тайну сознания с помо­щью "потока сознания" пытались многие художники, его ис­пользовали более или менее последовательно Л. Толстой, А. Бе­лый, М. Пруст, В. Вулф, Г. Стайн. Оказал он влияние и на творчество У. Фолкнера, писателей Латинской Америки.

Джеймс Джойс родился в Дублине, окончил иезуитский колледж и университет, изучал медицину, музыку, был разно­сторонне образован. С 1904 года жил в Европе, похоронен в Цюрихе. Ранние произведения изданы в сборниках стихов "Камерная музыка" (1907) и рассказов "Дублинцы" (1914). Первый роман "Портрет художника в юности" (1916), по сло­вам автора, навеян "Героем нашего времени" М. Ю. Лермон­това. Он достаточно традиционен и по проблематике (станов­ление художника), имеющей автобиографическую основу, и по поэтике лирического романа воспитания.

Совершенно особый стиль, жанр и система символов при­сущи "Улиссу", названному С. Цвейгом "величайшим произ­ведением наших дней". По мнению Элиота, метод Джойса не повествовательный, а мифологический, это "...шаг к порядку и форме... попытка возродить роман, собственно романные формы". Брехт считал "Улисс" прекрасной сатирой на бур­жуазное общество. Уже упомянутый С. Цвейг назвал автора "Улисса" "Гомером наших дней", дав такую характеристику книге: "Эта книга - лунный камень, заброшенный в нашу литературу, великолепное, фантастическое, единственное в своем роде произведение, героический эксперимент архиин­дивидуалиста, эксцентричного гения". Каждое новое поко­ление воспринимает роман Джойса на уровне нового науч­ного и культурного опыта человечества.

Существует немало версий прочтения этого "романа-лабиринта": в нем видели выражение "относительности всех норм и значений" (Е. Курциус), "коллективного бессознательного" и бессмысленности эпохи (К. Юнг), "игру с языком" в духе поп-арта (X. Кеннер), "евангелие модернистской эстетики... новый художественный код" (Е, Гениева). "Улисс" содержит восемна­дцать эпизодов, аналогичных "Одиссее" Гомера, хотя порядок их следования не совпадает. Композиция романа трехчастная, по­добно эпосу. Часть первая - "Телемахида" - состоит из трех эпизодов: 1) "Телемак", 2) "Нестор", 3) "Протей". Часть вторая - "Странствия Одиссея" - включает эпизоды: 4) "Калипсо", 5)

"Логофаги", 6) "Гадес" (Аид), 7) "Эол",, 8) "Лесгригоны", 9) "Сцилла и Харибда", 10) "Бродячие скалы", 11) "Сирены", 12) "Циклоп", 13) "Навзикая", 14) "Быки Гелиоса", 15) "Цирцея". Часть третья - "Возвращение домой" - содержит заключи­тельные эпизоды: 16) "Эвмей", 17) "Итака", 18) "Пенелопа".

Эпичности, выдержанной в композиции, противоречит в традиционном смысле содержание. На огромном пространст­ве романа в полторы тысячи страниц повествуется, если это слово подходит в данном контексте, всего лишь об одном дне - 16 июня 1904 года, дне ничем особенно и не примечательном, скорее более или менее типичном для его героев: учителя ис­тории, интеллектуала Стивена Дедалуса, знакомого по роману "Портрет художника в юности"; Леопольда Блума, крещеного еврея, выполняющего обязанности рекламного агента, и его жены, певицы Мэрион, или Молли. Разные события, проис­шедшие с восьми утра до трех часов ночи, воссозданы в раз­ных эпизодах романа. В них читатель побывает в жилище Стивена - башне Мартелло и на квартире четы Блумов, в школе мистера Дизи, где Стивен дает уроки, и на набережной Сэндимаунта, на почте и в редакции газеты "Фримен", в библиотеке, родильном доме и на кладбище. В книге восем­надцать различных ракурсов и столько же разнородных стиле­вых манер; с помощью их автор стремился проникнуть в тай­ны сознательного.