Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Немецкая литература

Немецкая литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Немецкая литература первой половины века художественно осмыслила трагическую историю Германии: поражения в двух войнах, инициатива в развязывании которых принадлежала ей самой, победу на выборах 1933 года национал-социалистической партии Гитлера и двенадцать лет существования фашистской диктатуры. В ноябре 1918 года император Германии отрекся от престола, через два дня это же сделал император Австро-Венгрии, в результате чего многие закабаленные народы Европы получили независимость. Усиление революционного движения в Германии закончилось провозглашением в 1919 году республики (так называемая Веймарская республика). После объединения левых социал-демократических сил на основе "Союза Спартака" (1916) при участии Карла Либкнехта и Розы Люксембург, теоре­тиков рабочего движения, создается Коммунистическая партия Германии (1918). Это были годы монополизации крупного капи­тала, проникновения его в сферу культуры и создания по амери­канскому образцу индустрии массовых развлечений. Однако эй­фория "золотых" двадцатых сменяется в Германии "черными" тридцатыми.

В гитлеровском рейхе торжествует власть, вознесшая себя на культе силы. Литература стала объектом преследования. 10 мая 1933 года на площади Оперы в Берлине победа фашистов была ознаменована сожжением книг. Число неугодных писателей со временем достигнет почти шести тысяч; в него вошли не только коммунисты, демократы и евреи, но и все свободолюбивые клас­сики, экспрессионисты, гуманисты и пацифисты. Нацистское сито оставляло лишь все самое "здоровое", отвечавшее арийским нормативам чистоты расы и верности победившей идеологии.

Страну стали покидать известные всему миру писатели и худож­ники. Центры немецкой эмиграции складываются в Праге, Па­риже, Лондоне, Палестине, Бразилии; активно работают объеди­нения немецких писателей в США, Мексике, Советском Союзе. Для многих немецких писателей эмиграция затянется до конца жизни, они предпочтут после разгрома фашизма не возвращаться ни в одну, ни в другую Германию: Томас Манн похоронен в Цюрихе, покончил с собою во Франции его сын Клаус Манн, автор романа "Мефисто", в Швейцарии могила Э. М. Ремарка, в США - Фейхтвангера, швейцарское подданство принял Герман Гессе.

Немецкая литература Сопротивления рождалась в эмиграции, в разных странах мира - от Советского Союза до Мексики, где нашли приют изгнанные фашистами писатели. Вся немецкая эмиграция стала символическим подпольем, в котором сража­лись пером и поэтической строкой. В Москве в Лаврушинском переулке родилось знаменитое стихотворение "Я - немец" Ио­ганнеса Роберта БЕХЕРА (1891-1958). Уже достаточно извест­ный к тому времени, писатель имел изданные сборники "Распад и торжество" (1914), "К Европе" (1916), "Всем!" (1919). В них определилась его гражданская позиция, неприятие войны, соци­ального гнета. Экспрессионист Бехер, чьи революционные на­строения определились уже в начале творческого пути ("Баллада о тачке", "Баллада о левой ноге", "Оружие"), принял русскую революцию, был одним из друзей советского народа, и место его эмиграции было избрано не случайно: в Советском Союзе рабо­тал национальный комитет "Свободная Германия", активным сотрудником которого был Бехер.

Поэзию Бехера периода изгнания пронизывают темы по­иска Германии, ответственности перед отечеством, готовности сражаться против фашизма. На четвертый год после фашист­ского переворота он спрашивает в стихотворении "Слезы отечества anno 1937", которое перекликается со знаменитым сонетом Андреаса Грифиуса:

Скажи, Германия, что сделали с тобой? 
Германия вольна? Германия - в почете? 
Ты обрела себя в довольстве и в работе? 
И каждый для других здесь жертвует собой? 
"Проснись, Германия!" - таков был клич лихой. 
Сулили всем дары, каких вы не найдете. 
И обольщенная, ты по своей охоте 
Сдалась цучителям. 
Они творят разбой.

(Пер. Г. Ратгауза)

Бехер вспоминает родные просторы, Рейн и Неккар, кантаты Баха и лазурь Грюневальда и выражает уверенность, что зло бу­дет сломлено:

Отныне,
О слово, краска, звук - воспрянь, ликуй, живи!
В стихотворении "Я - немец", написанном после того, как в московском дворике раздался крик 
"Немец летит!" как клич ужаса, поэт проводит грань между немецкой историей, культурой 
И фашизмом, от которого решительно отмежевывается:
Я -немец... И самой судьбою мне „ 
Начертан путь - немецким стать поэтом.
Я - немец. Но я знаю: немцем быть - 
Не значит в муки повергать полсвета. 
От этих немцев мир освободить - 
Вот в чем я вижу высший долг поэта.

(Пер. Л. Гинзбурга)

Широко известны стихи Бехера "Где ты была, Германия", "Детские башмачки из Люблина", "Благодарность Сталингра­ду", стихи из послевоенных сборников "Возвращение на ро­дину" (1946), "Любовь не знает покоя" (1957), "Книга образов" (1914-1952), куда вошли стихи, создававшиеся на протяжении полувека, медальоны "Прометей", "Одиссей", "Данте", "Мая­ковский", свидетельствующие о сочетании в индивидуально­сти Бехера агитатора, философа и лирика.

В эмиграции были созданы книги, вошедшие в немецкую классику: "Доктор Фаустус" Т. Манна, "Седьмой крест" А. Зе­герс, "Матушка Кураж" и "Галилео Галилей" Б. Брехта, "Лже­Нерон" Л. Фейхтвангера. Что же касается гитлеровского рейха, то там существовала отборная по идеологической направлен­ности "барабанная лирика", служившая официальной пар­тийной пропаганде, культу крови и войны. Усиление нацио­нализма порождает романы "крови и почвы", романтизи­рующие войну как путь к мировой гегемонии (Э. Двингер, Э. Юнгер). Иррационализм и мистика стали основой для на­ционального самовыражения и освобождения "немецкого де­мона". Те же из писателей, кто не покинул отечество, нахо­дились в условиях духовной эмиграции и писали в стол: так, книги Г. Фаллады и Г. Гауптмана увидели свет только после освобождения Германии от фашизма.

Уместно вспомнить слова Э. Хемингуэя из речи "Писатель и война", произнесенной на втором съезде американских пи­сателей (1937): "Есть только одна политическая система, ко­торая не может дать хороших писателей, и система эта - фа­шизм. Потому что фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами. Писатель, который не хочет лгать, не может жить и работать при фашизме. Фашизм - ложь, и потому он обречен на лите­ратурное бесплодие". Остается только добавить, что суть фа­шизма нередко прячется за привлекательными и гуманными лозунгами, за подменой сути понятий. Коллективная идея, забота о народе, насилие как мера временная и вынужденная, чтобы избавиться от противников, - а в итоге растаптывается личность, попираются основы демократии.