Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 20 века - Немецкая литература

Немецкая литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Устным исполнением своих стихов славился в пролетар­ской аудитории двадцатых годов Эрих ВАЙНЕРТ (1890-1953),поэт-трибун, наделенный даром лирика. Он выступал в) лейтщигском кабаре "Реторта", участвовал в массовых ми­тингах Коммунистической партии Германии. Большой попу­лярностью пользовались вечера "Эрих Вайнерт говорит". Хро­никой событий является книга лирики Вайнерта "Интермедия - немецкое ревю 1918-1933 годов"; социальным конфликтам посвящены стихи "Больничная касса" и "Безработные".

Социалистическую литературу представляет Фридрих ВОЛЬФ (1888-1953), наиболее известный как драматург. В его книге "Магомет" (1917), написанной на мифологический сюжет, выражены пацифистские настроения, пьеса "Бедный Конрад" (1924), посвящена Крестьянской войне, а "Матросы из Каттаро" (1930) - восстанию на австрийском броненосце в последние дни войны. Острые социальные конфликты подня­ты Вольфом в пьесе "Цианистый калий" (1929) - о само­убийстве молодой женщины, оказавшейся без работы; анализ причин прихода к власти нацистов сделан на судьбе врача-еврея в пьесе "Профессор Мамлок" (1934).

Пролетарский писатель, рабочий-металлист Вилли БРЕД ЕЛЬ (1901-1964) активно участвовал в социалистическом рабочем движении с 1916 года, был узником концлагеря (1933-1934), участником войны в Испании, сражался в рядах Красной Ар­мии под Сталинградом. Его роман "Изгнание" (1934), напи­санный в эмиграции на основе лично пережитого писателем, стал одним из первых свидетельств о фашистском терроре. В эпопее "Родные и знакомые" (1943-1953), куда вошли романы "Отцы", "Сыновья" и "Внуки", Бредель в рамках семей­ной хроники выстраивает политический роман о борьбе про­летариата, этапах антифашистского Сопротивления.

Для немецкой литературы всех жанров и' направлений бы­ла характерна антивоенная тематика. Жизнь немецкой про­винции воссоздана в романах Леонгарда ФРАНКА (1882- 1961) "Оксенфуртский мужской квартет" (1927) и "Из трех миллионов трое" (1932). Чтобы избежать призыва в армию, Франк уехал в 1915 году в Швейцарию. Разоблачение войны стало темой его дальнейшего творчества, в частности сборни­ка рассказов "Человек добр" (1918).

На многих языках мира известен роман "Война" Людвига РЕННА (1889-1979). Писатель происходил из старинного саксонского рода. Во время первой мировой войны он служил в штабе, был ранен на передовой. Роман "Война" (1928), как и его продолжение "После войны" (1933), во многом авто­биографичен. Прототипом героя в обеих книгах стал один из подчиненных Ренну ефрейторов. Узник нацистского концла­геря, Ренн в 1936 году нелегально переехал в Швейцарию, был лишен германского гражданства, а с 1947 года жил в ГДР и был известен как автор популярных книг для детей.

Окопы под Верденом познал Арнольд ЦВЕЙГ (1887- 1968), известный как автор антивоенного романа "Спор об унтере Грише" (1927), в основу которого положена история дезертировавшего русского солдата, несправедливо пригово­ренного немецким трибуналом к смерти. Роман открывает шеститомный эпический цикл "Большая война белых людей". Автор прослеживает судьбы немецкой интеллигенции на об­разе писателя Вернера Бертина, чей путь "прощания с иллю­зиями прошлого" начался под Верденом ("Воспитание под Верденом", 1935). Кроме названных романов, в эпопею во­шли написанные в тридцатые годы "Молодая женщина 1914 года" (1931) и "Возведение на престол" (1937).

В жанре социальной прозы, исследующей проблемы человека в годы инфляции и кризиса, достиг значительных успехов Ганс ФАЛЛАДА (1893-1947), автор романов "Крестьяне, бомбы и бонзы" (1931) - о политических распрях в типичном немецком городке, "Что же дальше, маленький человек?" (1932) - о про­блемах рабочей семьи, ждущей ребенка и оставшейся без работы, "Кто однажды отведал тюремной похлебки" (1934), "Волк среди волков" (1937), "Железный Густав" (1938) - о жестокой тирании в период Веймарской республики, наконец, антифашистского романа "Каждый умирает в одиночку" (1947). О тяжелейших ус­ловиях существования в фашистской Германии Г. Фаллада рас­сказал в романах "Пьяница" и "Кошмар", опубликованных уже после смерти их автора.

Остался в Германии после прихода Гитлера к власти Герхарт ГАУПТМАН (1862-1946), лауреат Нобелевской премии, выдающийся драматург и прозаик. В 1932 году была создана одна из лучших его драм, до сих пор остающаяся в репертуарах театров мира, - "Перед заходом солнца". Сюжет ее вра­щается вокруг семейной истории, перерастающей рамки фа­мильных отношений. Тайный советник Матиас Клаузен, которому за семьдесят, влюблен в молодую девушку Инкен Петере. Он испытывает к ней трогательное и романтическое чувство. Однако лучшие гуманистические идеалы отодвигают­ся в тень, когда речь заходит о меркантильных интересах. Де­ти и зять Клаузена идут на все, тотовясь учредить опеку над отцом, чтобы сохранить наследство неделимым. Верный идеа­лам старой бюргерской культуры, тайный советник, став за­ложником детей, столкнулся с фашизированным отношением к миру, наступлением хищнической морали. Уход героя из жизни - конец прекрасного человека - воспринимается в социально-психологической драме Гауптмана как закат целой традиции. В прозе Гауптмана ("Карнавал", "Остров великой матери", "Ванда", "В вихре призвания", "Приключение юно­сти моей") приглушен социальный анализ по сравнению с предыдущим ранним творчеством писателя и особенно пьесой "Ткачи".